аутизм у детей
аутизм у детей 3 2к

Аутизм у детей. Признаки, симптомы, развитие, ABA.

Столкнувшись с диагнозом детский аутизм, многие родители впадают в отчаяние. Такой подход в корне неверен, аутизм – не приговор, с расстройством можно бороться, добиваясь всестороннего развития. Существует масса примеров успешного становления людей, с рождения страдавших аутизмом.

Чтобы справиться с проблемой, важно заниматься с ребенком, помогать ему развивать свои навыки, для этого существует масса специальных программ, наиболее эффективные из которых практикуются в центре.

В стенах центра работают опытные и квалифицированные специалисты, которые убеждены, что каждый человек может занять свое место в развитом социуме.

аутизм у детей

Создатель и руководитель ABA центров в Москве. Эксперт с многолетнем опытом в изучении аутизма у детей и другими задержками психоречевого развития.

•⁠ ⁠Международный поведенческий аналитик IBA, CBA-S
•⁠ ⁠Дефектолог (магистратура МИП)
•⁠ ⁠Логопед (МИП)
•⁠ ⁠Дошкольная психология (МПГУ)

Подробнее

Детский аутизм, что это за болезнь?

На самом деле аутизм – это не болезнь, а нарушение, характеризующаяся различными нарушениями нервной системы. Этиологические факторы патологии до конца не изучены, некоторые из ученых считают, что расстройство является врожденным, а механизм его возникновения заключается в дисфункции головного мозга. Это одна из десятков версий, но, к сожалению, ни одна из них до сих пор не доказана. В зависимости от степени тяжести, диагноз проявляется нарушениями со стороны двигательного аппарата, речевыми дисфункциями, стереотипностью мышления, невозможностью полноценно взаимодействовать с социумом.

На сегодняшний день все виды аутичных расстройств объединены в единый спектр аутистического расстройства. Независимо от этого, патологический процесс дебютирует в период от рождения до 5 лет жизни.

Так можно выделить два распространенных сценария возникновения болезни:

  • В раннем возрасте от 8 месяцев до 1,5 лет (аутизм у ребенка до года);
  • Аутизм у детей манифестирует на 2-5 году жизни.
  • Развитие протекает медленнее, чем у их сверстников. Причины зависят от степени тяжести и особенностей течения нарушения, в числе основных выделяют следующие:
  • нарушение мыслительных функций;
  • ограниченность спектра интересов;
  • отсутствие абстрактного мышления;
  • снижение двигательных возможностей;
  • эмоциональная лабильность;
  • позднее или неполноценное становление речи;
  • невозможность социальной адаптации.


Как показывает практика, квалифицированная помощь детям с аутизмом приносит поразительные результаты. Независимо от степени выраженности патологии, особенностей ее течения, большинство пациентов имеют потенциал, не уступающий, а иногда и превосходящий умственные возможности здоровых людей. Это проявляется в следующих качествах:

  • очень хорошая память;
  • выдающиеся умственные способности;
  • высокие показатели IQ;
  • склонностях к точным наукам, языкам.


Когда речь идет о высоко функциональном аутизме, стоит сказать, что их наиболее сложно диагностировать, часто по ошибке  их могут называть просто «невоспитанными детьми». В любом случае  важно лишь найти подход, правильно выстроить обучение.

Причины аутизма у детей

На сегодняшний день ученым не удалось выявить точные причины аутизма у детей. Более того, в процессе внутриутробного развития определить какие-либо отклонения путем проведения планового УЗИ плода также не представляется возможным. Это объясняется отсутствием видимых физиологических отклонений при скрининге, мозг также выглядит здоровым, все показатели остаются в пределах нормы. Беременность также может протекать нормально, без каких-либо нарушений. Это значит, что заведомо узнать, родится ли малыш с аутизмом, сегодня невозможно.

К сожалению, специалисты из разных научных областей не сходятся во мнении, при этом они относят к причинам возникновения патологии и генетическую предрасположенность, и экологию, и качество питания, и фарминдустрию. Некоторые из мнений, предрасполагающих к развитию аутизма у детей 2 лет, а также более младшего или старшего возраста:

  • Наследственная предрасположенность – присутствие случаев детского аутизма в анамнезе семьи, даже через несколько поколений. Более того, если у кого-то из членов семьи диагностировалась склонность к навязчивому поведению, асоциальность, речевые расстройства, такие отклонения также относятся к факторам риска. Однако эта версия не подкреплена данными, так как проверить насколько хорошо были продиагностированы предки уже невозможно.
  • Органические и неорганические поражения головного мозга, нарушения развития во внутриутробном периоде. Особенно вероятным возникновение патологии становится при поражении гиппокампа, мозжечка, серединной височной доли, а также лобных участков коры головного мозга. Однако и эта версия пока не выдерживает критики, так как не найдет участок мозга в котором «располагается» аутизм, более того поражения мозга не всегда приводят к аутизму.
  • Перенесенные или сопутствующие заболевания у матери или ребенка – к числу наиболее опасных относят краснуху, туберозный склероз и детский церебральный паралич (ДЦП). Однако как объяснить наличие аутизма у родителей, чьи карты по ведению беременности идеальны, пока неизвестно.
  • Одним из предрасполагающих факторов являются определенные формы ожирения у беременных – согласно статистике, детский аутизм чаще развивался у малышей, чьи матери в течение беременности и ранее страдали от проблемы избыточного веса. Эта версия имеет наименьший рейтинг, так как во всем мире родителями детей с аутизмом оказываются совершенно разные по телосложению люди.
  • Генетические мутации – еще один распространенный фактор ранних патологий аутистического ряда. Генетика – очень молодая наука, и хотя она продвинулась очень далеко, в сфере аутизма данных пока недостаточно
  • Последствия вакцинации. Вакцина рассматривается в этом вопросе не как причина возникновения аутизма, а как триггер который «запускает механизм». Эта версия не будет рассматриваться как основная никогда, так как все исследования спонсируются фармкомпаниями, однако по независимым опросам, проведенными среди родителей, этот «сценарий» у 95% семей.

Выбор метода терапии, к счастью, не зависит от первопричин возникновения болезни, оставим это ученым. Лишь кропотливое тестирование дефицитных навыков у ребенка может помочь увидеть дальнейший путь коррекции аутизма.

Признаки и симптомы

Признаки и симптомы аутизма у детей разного возраста могут значительно отличаться. Так, при появлении на свет клиническая картина вовсе отсутствует. Новорожденный с аутизмом ничем не отличается от сверстников, из-за чего выявить болезнь в первые месяцы жизни не представляется возможным. В случаях раннего или позднего аутизма заметить первые отклонения можно не ранее 3-месячного возраста малыша. Однако и это требует предельной внимательности родителей, а также опыта в обращении с детьми. В остальном, каждому возрасту соответствуют особые проявления болезни, выглядит это следующим образом:
  • Клиника синдрома у пациентов до года – малыш практически не обращает внимание на родителей, игнорируя голосовой контакт, попытки привлечения внимания игрушками, погремушками. Груднички начинают «гулить» позже положенного возраста, у них отмечается склонность к воспроизведению однообразных звуков, отсутствие или крайне скудная жестикуляция. Дети до года могут одинаково реагировать на родителей и посторонних людей, в то время как здорового ребенка появление постороннего человека часто нервирует или даже пугает.
  • Симптомы аутизма у ребенка в два года – клинические проявления становятся более разнообразными, выявить их легче. Прежде всего речь идет о скудном запасе слов, в лучшем случае малыш может запомнить 2-5 фраз, оперируя только ими, повторяя их часто без всякого смысла, независимо от ситуации (такой признак называют речевым аутизмом у детей) или вовсе неговорящий ребенок. Существует и обратный симптом, когда словарный запас достаточно богатый, но малыш повторяет сказанное родителями, часто с отреченным видом.
  • Аутизм у ребенка в три года – в этом возрасте наиболее ярким признаком расстройства является невозможность составления полноценных предложений или даже фраз, состоящих из 2-3 слов. Малыш изъясняется односложно, может намеренно придумывать собственные названия предметам, оперировать понятиями, которые выдумал самостоятельно. Попытки установить контакт приводят к сопротивлению, он может начать прятаться, негативно воспринимает изменения привычного распорядка дня. Также малыш может издавать спонтанно всего пару звуков, но не может повторить за взрослым абсолютно ничего.
  • В целом аутизм у ребенка 2-5 годов жизни может проявляться в невозможности мыслить абстрактно. Например, играя, малыш не может представить, что палка, которую он держит в руках, является мечом (соответственно, нельзя сражаться с драконом, ведь в руке не меч, а палка). Также дети с отклонениями часто используют игрушки не по назначению, например, не катают машинку по полу, а держат ее в руках, часами прокручивая колесо пальцем.
  • Признаки аутизма у детей 6+ и старше – начиная с возраста 6+ отклонения становятся максимально заметными, игнорировать их уже невозможно. Отчетливо видно, что развитие значительно отстает от сверстников. Это проявляется в общении, письме, способности читать, анализировать, говорить. Однако правильно разработанные и подобранные методики обучения, специальные занятия, позволяют наверстать отставание.
Важно понимать, что в зависимости от особенностей течения и характера заболевания, степени его тяжести, клиническая картина у разных пациентов одинакового возраста может в корне отличаться. Выше приведены наиболее распространенные и общие примеры симптомов, поведенческих нарушений, заметив которые следует обратиться за профессиональной помощью или проконсультироваться с врачом. Также стоит помнить, что ранняя диагностика затрудняется смазанностью симптомов на начальных этапах жизни, их разнообразностью. По этим причинам аутизм у детей в 1, 2 годика тяжело поддается диагностике, однако это возможно у высококвалифицированного психиатра. Как правило из-за дефицита специалистов такого уровня диагноз ставится значительно позже, из-за чего несколько усложняется процесс адаптации и обучаемости.
аутизм у детей 2 2к
аутизм у детей

Развивающие программы

Реабилитация и адаптация детей с аутизмом – сложный и длительный процесс, в течение которого необходимо запастись терпением и никогда не сдаваться. Важно воспринимать ребенка не как больного, а как особенного, ведь, по сути, так и есть.

Цель – не только обучение и получение навыков, но также вовлечение ребенка, предоставление ему возможности открыться, избавиться от оков. Само слово «аутизм» означает «внутри себя». То есть мы должны помочь юной личности отринуть сковывающие факторы, чтобы устремиться к всестороннему росту и развитию.

Обязательное условие полноценной адаптации детей с аутизмом, базис каждой развивающей программы – выстраивание доверительных и даже дружеских отношений. В ходе занятий пациент должен чувствовать себя комфортно и безопасно, иначе рассчитывать на достижение каких-либо результатов не стоит. Эти основы знает каждый профессионал ABA, их должен помнить каждый родитель.

Помимо всего сказанного, перед началом любых занятий, важно правильно подобрать и составить развивающую программу для детей с аутизмом. Для этого у нас проводится оценка навыков ребенка по системе VB MAPP и ABLLS-R, позволяющей получить максимально точное представление о его возможностях.

Даже при систематическом подходе и длительном выполнении, важно, чтобы родители были «в одной команде» со специалистами. То малое, что они могли бы сделать:

  • Четкое соблюдение режима дня – это касается питания, времени отхода ко сну и пробуждения, ежедневного планирования начала занятий и т.д. Соблюдение режима позволяет ребенку адаптироваться, максимально продуктивно использовать свои возможности.
  • Советоваться со специалистами при смене обстановки на любых этапах помощи ребенку. Обобщение навыков – это важный этап в развитии, привыкание к новой обстановке поможет ребенку преодолеть страхи и стереотипии, однако на первых этапах это может вызвать нежелательное поведение у ребенка, поэтому важно быть к нему готовым.  
  • Пациенту, независимо от возраста, должно оказываться бережное и нежное отношение как со стороны специалистов, работающих с детьми с РАС, так и со стороны родителей. Ребенок должен слышать нежные слова, похвалу, родителям рекомендуется чаще целовать и обнимать свое чадо.
  • Общение – еще один важнейший фактор, необходимо уделять как можно больше внимания, обеспечить максимум игр, бесед, совместных размышлений.
  • Недостаточно стимулировать только умственную деятельность, программы для детей с аутизмом обязательно включают физические нагрузки для всестороннего развития. При этом важно не переусердствовать с активностью, не следует допускать переутомления.
  • В силу того, что дети с  аутизмом часто имеют сложности с подражанием привычек, движений взрослых, над этим тоже важно поработать. С помощью систем снижения подсказок, можно привить малышу полезные навыки в различных сферах жизни.
  • Важнейшее правило – не подавлять инициативу (если это не будет во вред). Напротив, инициативу следует поощрять, в некоторых случаях помогать, но не стараться сделать все самостоятельно, думая, что он не справится.

Проведение развивающих программ в условиях специализированного центра или дома следует подкреплять поощрением. Если ребенок занимается хорошо, справляется с какой-либо поставленной задачей, овладевает навыком, это стоит поощрять. В качестве награды может использоваться игрушка, сладости, объятия, ласковые слова, походы в любимые места.

Метод поощрений позволяет пробудить желание учиться, совершенствоваться и стараться.

Методики занятий

Как уже было сказано, существуют занятия и методики, направленные на корректировку различных сфер жизни детей с аутизмом. Они подбираются индивидуально, их правильное составление позволяет детям развиваться полноценно и всесторонне. Основные методики коррекционной работы с детьми с аутизмом носят следующий характер:
  • Поведенческая – основывается на поведенческой психологии, требует привлечения квалифицированных АВА специалистов. Наиболее распространенной и действенной в лечении аутизма у детей, сегодня считается ABA-терапия. Ее принцип основывается на системе поощрения, а для максимальной эффективности проводится наблюдение за поведением детей, изучением их особенностей, реакций на определенные ситуации. В результате, путем вознаграждений за выполнение определенных действий, разбивки сложных действий на простые, можно добиться полноценной социализации, обучаемости в различных сферах.
  • Логопедическая – подразумевает привлечение к занятиям квалифицированного ABA-логопеда, направлена на речевое развитие с РАС. Работа логопеда с детьми с РАС позволяет не только научиться говорить, строить фразы и предложения, но также справиться с дефектами речи различной тяжести, вызванных нарушением.
  • Социализация и самообслуживание – направлена на решение основной проблемы, которой выступает отсутствие мотивации к чему-либо. При этом занятия проходят с привлечением АВА специалиста, задачей которого является адаптация в обществе. Смысл методики – мотивировать детей к действию, занятию повседневными делами, вовлечении в игры и т.д.

Примеры

На сегодняшний день существует множество методик и развивающих программ для особенных детей, многие из них представлены в форме игры, что позволяет увлечь его, легче погрузиться в процесс. Они подразумевают различные подходы, направленные на решение и коррекцию конкретных отклонений или отставаний в развитии. Отдельные программы позволяют прорабатывать узкие направления, например, только становление речи или только выработку социальных навыков.

Развитие сенсорных навыков при аутизме у детей

Занятия и игры такого плана направлены на установление контакта, выстраивание доверительных отношений, изучение собственных возможностей своего тела, приобретением новых моторных навыков, получение новых сенсорных впечатлений и развитие социального взаимодействия.

  • Проработка сенсорных система человека, например, вестибулярной, проприоцептивной, тактильной и т.д. Коррекция самостимулятивного поведения. Улучшение физического состояния и возможность приобщиться к спортивному направлению, которое больше всего подходит ребенку. 

Установка зрительного контакта

Эта программа является начальной, она подойдет ребенку и в 1,5 года с аутизмом, и в более старшем возрасте. Ее направленность состоит в установке связи посредством зрительного контакта. Техника выполнения следующая:

  • Педагог или родитель садится напротив ребенка. В руках у взрослого находится какой-либо мотивационный предмет (игрушка, лакомство). Педагог НЕ называет по имени ребенка, так как не хочет, чтобы он смотрел в глаза только по просьбе, а хочет поощрить спонтанный глазной контакт. Для этого он постепенно поднимает предмет на уровень своих глаза, и когда ребенок, следя за лакомством, случайно взглянет в глаза взрослому, специалист тут же отдаст мотивашку в руки ребенку, при этом расхваливая его, за такой красивый взгляд.
  • Спустя несколько обучающих проб (в каждом случае их количество индивидуально, зависит от реакции) зрительный контакт участится.
  • Впоследствии, в более естественных условиях, такой спонтанный взгляд следует часто поощрять похвалой.

Имитация мелких движений

Направлена на развитие мелкой моторики, имеющий важное значение в выполнении повседневных функций, сфере самообслуживания, а также развития мозговой деятельности. Данному навыку обучаются только после того, как у ребенка сформирована имитация с предметами и крупная моторика.

Выполнять задания нужно посредством повторения определенных движений за взрослым. В будущем можно дополнить упражнения использованием каких-либо предметов (пуговиц, шнурков и т.д.).

Движение могут быть следующими:

  • сомкнуть кисти рук, скрестив пальцы;
  • разжать и сжать кулаки;
  • постучать конкретным пальцем по столу;
  • потереть ладонью об ладонь;
  • подвигать конкретным пальцем;
  • выставить конкретный палец вперед.

Такие упражнения следует начинать, выбрав от одного до трех за раз. В дальнейшем количество упражнений увеличивается, добавляются более сложные элементы и их количество.

детский аутизм 4 2к
детский аутизм

Преимущества центра “Султанна”

Мы расположены в  Одинцовском районе (Голицыно), в живописном месте под названием Летний отдых, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Не для кого ни секрет, что в ABA-центре должны работать добрые и отзывчивые люди, но что важнее, каждый сотрудник должен являться квалифицированным специалистом в своей области, будь то логопедия, поведенческая аналитика и т.д. У нас каждый педагог имеет богатый опыт с детьми в различной степени подверженными аутистическим расстройствам. Наша миссия – дать возможность каждому юному пациенту занять свое место в развитом обществе. В ABA-центре “Султанна” применяются отлаженные и проверенные алгоритмы взаимодействия с детьми, практикуются исключительно эффективные программы коррекции и обучения. Основные преимущества:
  • индивидуальный подход к каждому пациенту;
  • поэтапное и полноценное изучение поведения, привычек, особенностей наших пациентов;
  • гибкая разработка программ, соответствующих уровню развития детей, характеру течения аутизма;
  • индивидуальные и групповые занятия;
  • развитие речи, обучение чтению, социализация и многое другое;
  • предоставление услуг специалистов логопедов, дефектологов, поведенческих аналитиков, ABA-специалистов;
  • проведение семинаров, тренингов, вебинаров для родителей;
  • в ABA-центре созданы максимально комфортные условия для пребывания и всестороннего обучения детей, оборудована комната отдыха, классы для занятия, зеленая территория для развивающих игр на свежем воздухе.

Адреса:

Мы находимся в Москве, Одинцово и Голицыно:

1. В живописном месте под названием Летний отдых в Голицыно, Звенигородская 41, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Благоприятное окружение является огромным плюсом для ребят, которым необходима терапия.

2. г. Одинцово, Кленовая улица 1, рядом со станцией Пионерская

3. Центр в Москве находится в 20 минутах пешком от станции Кунцевская (4 выход, 11, БКЛ) или в 9 минутах на автобусах 610, 190, 45 или 612 до остановки улица Багрицкого. Адрес: Можайское шоссе, дом 10.

Цена и стоимость занятий “Султанна”

  • первичная консультация специалиста (длится 45-60 мин) – 4000 рублей;
  • 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, ПФА/ТОН, Денверская модель раннего вмешательства, “Баланс” и др. ) – 2000-3000 рублей;
  • Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS проводится в рамках занятий, написание программы развития по запросу от 15 000 – 20 000 рублей;
  • Тестирование сенсорных систем и крупной моторики, составление плана занятий и подбора уровня нагрузки – проводится в рамках занятий;
  • Интенсивные курсы от 30 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – от 139 000 рублей за 2 недели занятий.
  • онлайн сопровождение семей (консультирование) поведенческим аналитиком/логопедом – 20 000 рублей в месяц (от 4х онлайн встреч в месяц + просмотр видео домашних заданий, подбор программы поведенческого вмешательства)