...

Прикладной анализ поведения (АВА терапия)

Главное, на что направлен метод поведенческой коррекции детского аутизма, – благополучие малыша. Несмотря на отклонения в развитии, ребенок должен адаптироваться к жизни в обществе как можно эффективнее. Как помогают детям с аутизмом и чем полезен прикладной анализ поведения, рассмотрим далее.

Коррекция аутизма у особенных детей

Сегодня поведенческая коррекция особенных детей или метод АВА (в оригинале – Applied behavior analysis) – самый результативный способ коррекции расстройств аутистического спектра, предложенный доктором Иваром Ловаасом в середине 1960-х годов. Иначе его называют «АВА терапия». В основу АВА заложены приемы обучения и схемы поведения, которые позволяют специалистам изучать, как дети с аутизмом реагируют на окружающую среду, чтобы менять их действия, манипулируя внешними факторами.

Прикладной анализ поведения Ава

Метод прикладного анализа поведения

Метод прикладного анализа поведения призван помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья приспособиться к окружающей среде и полноценно адаптироваться в социум. Необходимо четко уяснить, что дети с ОВЗ не хуже или лучше остальных, они – другие. Идея поведенческой коррекции для пациентов с РАС построена на том, что каждый человеческий поступок имеет следствие. Если ребенку нравится результат, он повторяет действие, в противном случае – отказывается от него.

Для кого это больше всего подходит?

Модель прикладного поведенческого анализа Ловааса — это модель поведенческого лечения, которая обычно начинается с детей в возрасте от двух до восьми лет. Дети обычно переходят на различные этапы по мере прохождения начальной школы и не позднее двенадцати лет. Хотя лечение всегда основано на принципах прикладного поведенческого анализа, его реализация варьируется в зависимости от уникальных потребностей ребенка.

Чем он отличается от других методов?

Модель прикладного поведенческого анализа Ловааса имеет наиболее обширное исследование по сравнению с другой коррекцией детей с аутизмом. Более 40 лет исследований показали, что модель Ловааса в частности является эффективным лечением. Модель прикладного поведенческого анализа Ловааса также продемонстрировала некоторые из лучших результатов для детей с аутизмом.

Преимущества прикладного поведенческого вмешательства

  1. Ускорение развития социальных навыков
    Анализ поведения ABA направлен ​​на то, чтобы научить детей строить отношения с другими, будь то посредством установления ориентации говорящего, ожидания своей очереди, обмена игрушками, инициирования обсуждений или обнаружения и реагирования на вербальные и невербальные социальные сигналы.
  2. Улучшение воспитания ребенка
    Воспитание ребенка с аутизмом может потребовать большей осведомленности о поведении и действиях ребенка, особенно когда он расстроен и не может выразить себя. Поскольку прикладное поведение — это очень гибкий подход, терапевт разработает комплексный план ухода, который соответствует целям развития ребенка. Активное участие в этой стратегии и использование подходов на основе ABA, адаптированных к потребностям ребенка, может быть чрезвычайно полезным для родителей.
  3. Закрепление навыков самостоятельной жизни
    Используя экспертный поведенческий анализ и данные, терапевты отмечают поведенческие тенденции и создают индивидуальные вмешательства для поощрения желаемого поведения в рамках терапии. Впоследствии способность ребенка следовать указаниям улучшается и он становится более автономным.
  4. Повышение уровня удовлетворенности жизнью
    Прикладной анализ поведения ABA позволяет вам поднять планку, распознать весь потенциал вашего ребенка и подготовить его к успешной жизни. Кроме того, благодаря этому улучшенному качеству жизни, возросшая функциональность и автономность ребенка позволяет ему чувствовать себя более сильным и довольным.

Благодаря раннему вмешательству значительное большинство детей с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС) смогли достичь нормального образовательного и интеллектуального функционирования к 7 годам. Эти дети были включены в обычные классы и успешно прошли через школьную систему без дополнительной помощи.

Что предлагает прикладной анализ поведения для детей с аутизмом

Поведенческая терапия заложена в основу самых результативных программ в мире, нацеленных на коррекцию детей с аутизмом. Научные и практические исследования, которые велись на протяжении 50 лет, подтверждают ценность её методик. Так, АВА терапия укрепляет навыки коммуникации, улучшает адаптивные поступки и обучаемость ребенка, позволяет достичь социально приемлемого уровня общения. При этом анормальность поведения снижается. К тому же, окончательно доказан следующий факт: чем раньше начинается коррекция (лучше всего в дошкольном возрасте), тем ощутимей будет результат. Сегодня АВА терапия включает множество научных разработок для коррекции нарушенного поведения детей. Но базовой основой этих методов стал прикладной анализ поведения АВА.

Как действует ABA терапия и метод прикладного анализа поведения

Такой подход позволит разделить все навыки, которые сложны для детей с аутизмом (речь, общительность, умение слушать и держать взгляд, творческие игры, бытовые навыки и др.), на небольшие блоки в виде действий. Ребенок осваивает каждое из них, а затем соединяет в общую цепь, выполняя сложную манипуляцию. В ходе отработки действий малыш с расстройством аутистического спектра получает задание от тераписта. Если ему сложно справиться с задачей собственными силами, специалист дает подсказку, а затем хвалит ребенка за верные ответы, не придавая значения неверным.

  • Генерализация навыков

К тому моменту как ребенок с аутизмом усвоит много стимулов, необходимых в повседневном обиходе (например, «возьми…», «дай …», «иди сюда» и др.), их начинают обобщать. Метод прикладного анализа поведения (ABA терапия) предусматривает генерализацию навыков, то есть выполнение упражнений в других местах – на улице, в магазине, в других помещениях и др. После этого меняют лиц, дающих поручения (тераписты, родители, близкие родственники, другие дети).

  • Самостоятельность

Приходит время, когда малыш не только хорошо владеет отработанными стимулами, но начинает сам постигать новые задачи без предварительного изучения. Например, действие «закрой дверь» он запоминает с 1-2 показов. После этого программа считается изученной, а пациент готов самостоятельно брать информацию извне, как это делают обычные ровесники.

Программы ABA терапии

Прикладной анализ поведения содержит сотни инструментов для коррекции аутизма, ЗПР, алалии: вербальной и невербальной имитации, развития моторики, понимания речи говорящего, озвучивания действий и предметов, классификации объектов. Главная цель, которую преследует прикладной анализ поведения для детей – дать ребенку инструменты для самостоятельного изучения окружающего мира. Максимальный эффект поведенческой коррекции будет достигнут, если проходит АВА терапию 30-40 часов в неделю. Идеальный возраст для начала занятий – с 1,5 лет. Чем раньше начинают обучение, тем лучше результат. Для правильной организации работы, которую предполагает прикладной анализ поведения, обучение ребенка в семье должно проходить совместно с несколькими терапистами, куратором и супервизором – опытным специалистом по программам АВА. Тераписты фиксируют в журнале, с какими программами они работали, сколько сделано попыток и подсказок, сколько верных и неправильных ответов дал малыш. Следующий специалист читает запись предыдущего и продолжает с того места, где тот остановился. Каждые 2-3 недели в центре прикладного анализа поведения “Султанна” руководитель-супервизор смотрит журнал, дает оценку результатам, опрашивает специалистов и заключает, что из стимулов освоено, а что придется доработать. Иногда в его работу включается тренинг родителей.

Рекомендации родителям детей с аутизмом и специалистам

Методы коррекции неправильного поведения и прикладной анализ поведения детей при аутизме и других расстройствах, а также способы их обучения хорошо описывает книга О. Мелешкевич и Ю. Эрц «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения». Это первое русскоязычное пособие, где во всех подробностях изложены главные принципы АВА – усиление, ослабление и гашение анормальных поступков. Книга дает понятие стратегий обучения навыкам особенных детей – метод блоков, обучение в естественной среде, пошаговый анализ задач и шейпинг. Книга рассчитана на педагогов, логопедов, дефектологов и родителей особенных детей.

Как говорил Ивар Ловаас:

«Некоторые люди утверждают, что они против модификации поведения. Факт в том, что все постоянно модифицируют других».

Адреса центров

Наши центры в Москве и МО


Стоимость занятий в центре «Султанна»:

  • Первичная консультация специалиста (длится 45-60 мин.) – 4000 руб.;
  • 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, ПФА/ТОН, Денверская модель раннего вмешательства, “Баланс” и др. ) – 2100-3000 руб.;
  • Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS проводится в рамках занятий, написание программы развития по запросу от 15 000 – 20 000 руб.;
  • Тестирование сенсорных систем и крупной моторики, составление плана занятий и подбора уровня нагрузки – проводится в рамках занятий;
  • Интенсивные курсы от 30 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – от 151 000 руб. за 2 недели занятий.
  • Онлайн сопровождение семей (консультирование) поведенческим аналитиком/логопедом – 20 000 руб. в месяц (от 4х онлайн встреч в месяц + просмотр видео домашних заданий, подбор программы поведенческого вмешательства).