...

Сенсорная интеграция для детей: методы и упражнения у логопеда

С раннего детства ребенок познает внешний мир через сенсорное восприятие: формы, вкуса, цвета или запаха предметов. В дошкольном возрасте дети активно накапливают знания и представления об окружающих объектах, что способствует развитию сенсорной интеграции — процесса, посредством которого мозг обрабатывает сигналы от органов чувств для выполнения действий.

сенсорная интеграция ребенка

Что такое сенсорная интеграция?

Это способность мозга организовывать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств, для выполнения различных действий. Здоровый ребенок способен видеть предмет, ощущать его на ощупь, запоминать название и понимать его назначение. Этот процесс начинается задолго до рождения и укрепляется по мере развития ребенка. Однако у некоторых детей могут возникать трудности в освоении окружающего мира, что может быть связано с дисфункцией сенсорной интеграции.

нарушения сенсорной интеграции

Дисфункция сенсорной интеграции

Дисфункция — это неврологическое расстройство, которое затрудняет обработку сенсорных сигналов. Такие дети могут испытывать сложности с координацией движений, восприятием звуков и визуальных стимулов, могут бояться толпы или избегать прикосновений. Часто дисфункцию путают с гиперактивностью или нарушениями психики, что затрудняет постановку правильного диагноза.

Дисфункция сенсорной интеграции

История и развитие методик

Создателем теории сенсорной интеграции и методик является доктор Энн Джин Айрес, научный сотрудник Южно-Калифорнийского университета (Лос-Анджелес). Она разработала методики, направленные на стимуляцию органов чувств и коррекцию работы сенсорных систем. Эти методы эффективны для детей с трудностями в обучении, лечения неврологических заболеваний, а также для снижения симптомов деменции у взрослых.

Принцип терапии состоит в упорядочении внешних ощущений с помощью и специального оборудования, которое воздействует на звуковое, зрительное, кинестетическое и вестибулярное восприятие пациента.

Специалист по сенсорной интеграции и его методы

Сенсорика для детей с РАС требует особого внимания и индивидуального подхода. Во время занятий со специалистом дети учатся воспринимать и правильно реагировать на сенсорные стимулы, что помогает им улучшить способность к адаптации в окружающем мире. Регулярные занятия под руководством опытного специалиста способствуют развитию социальных навыков и снижению уровня тревожности у детей с РАС.

Коррекционная терапия в сенсорной интеграции

Дефицит сенсорной обработки у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

У детей с РАС дефицит сенсорной обработки теоретически может вызывать трудности, которые влияют на поведение и жизненные навыки. В результате некоторые дети могут быть гипер- или гипочувствительны к стимулам в окружающей среде. Громкая музыка, например, может вызывать сильный дискомфорт, в то время как яркий флуоресцентный свет, который беспокоит других, может приковывать внимание некоторых детей с РАС.

Дети с нарушениями обработки сенсорной информации могут испытывать трудности с двигательными навыками, равновесием и координацией движений глаз и рук.

Некоторые дети ищут способы испытать определенные ощущения и занимаются самостимулирующим поведением, например, раскачиванием вперед и назад, мотанием головой и оральным исследованием несъедобных предметов.

Коррекционная сенсорная терапия

Сенсорная интеграция для детей с рас имеет две практических тенденции развития:

  • полисенсорное воспитание детей с аутизмом с помощью развития зрительных, слуховых и тактильных навыков.
  • формирование в среде, привычной для ребенка, особенных условий, которые облегчат восприятие и обеспечат продуктивное взаимодействие.

Расстройство аутистического спектра (РАС) указывает на нарушения в работе ЦНС и мозга. Ребенок не может соединять свои ощущения и адекватно воспринимать объекты. Причин здесь несколько, одна из основных – неправильное развитие сенсорных систем. Малыш затрудняется при ориентировке в пространстве и имеет низкую вестибулярную активность.

Главная цель терапевтической коррекции – повышать коммуникацию ребенка, настроив его на живое восприятие окружающего мира. С помощью эрготерапевта дети учатся ощущать собственное тело и свои действия, правильно реагировать на импульсы и обращаться с предметами.

Коррекция аутизма

Благодаря этой методике мозг маленьких пациентов с РАС получает информацию об окружающих объектах и внешних стимулах, которые воздействуют на их сенсоры. Программа сенсорной интеграции, обучающие игры и правильно подобранные упражнения наполняют  детей новыми чувственными образами. Со временем все это балансируется, и ЦНС будет эффективно обрабатывать сенсорные стимулы.
Упражнения для сенсорной интеграции детей с РАС
  • Разумная активность очень важна для развития детей;
  • Большая мотивация ребенка, увлеченность обучением и получение сложных навыков путем преодоления препятствий имеют высокий шанс успеха;
  • Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему;
  • Терапевт сопровождает маленького пациента в его развитии;
  • Поставленные задачи должны быть посильны для детей и актуальны.

Преимущества сенсорной интеграции

Из основных достоинств программы сенсорной интеграции можно назвать следующие:
  • Комплексный терапевтический подход с включением всех сенсорных систем;
  • Создание тесного контакта ребенка и родителей;
  • Повышение самостоятельности в действиях с предметами;
  • Методика нужна при ДЦП для дозревания сенсорных систем;
  • Используется при сложных когнитивных и нейрофизиологических проблемах.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции у детей

Метод сенсорной интеграции успешно применяется для наших маленьких пациентов – детей с различными проблемами и нарушениями развития:
  1. ДЦП (при незрелости сенсорных систем и неадекватной реакции на осязаемые сигналы);
  2. Аутизм у детей (баланс разных систем организма, коррекция самостимулятивного поведения);
  3. СДВГ (для снижения возбудимости или расслабления).
Симптомы и диагностика дисфункции сенсорной интеграции:
  1. Избыток чувственных сигналов, который перегружает мозг детей;
  2. Недостаток сенсорной информации и связанный с ним «голод» мозга.

Проблема проявляется в неадекватном поведении, когда ребенок:

  • остерегается скопления людей;
  • боится визуального контакта;
  • не переносит прикасания и раздражающие звуки;
  • испытывает скованность в движениях;
  • отказывается от какой-нибудь одежды.
Для второй причины характерны активные движения –  аутостимуляции, кружение, прыжки, качание, бег вкруговую, резкие объятия и драки, чтобы произвести одно и то же впечатление. Такие дети слабо учатся, плохо усваивают навыки моторики и поведения, не могут долго концентрироваться на каком-то действии, испытывают беспокойство и постоянный стресс. Детишки с нарушением сенсорной интеграции нуждаются в особой помощи. Гиперактивность, аутизм и дефицит внимания – те случаи, когда методы сенсорной интеграции довольно актуальны и решают многие проблемы.

Что предлагает терапия

Мы совмещаем aba методы в нашем центре aba терапии в Москве – для того, чтобы сначала выстроить сотрудничество и потом максимально насытить сенсорную среду для малышей, чтобы наладить восприятие их головного мозга через рецепторы органов чувств. Именно сенсорные ощущения посылают в ЦНС информацию о состоянии тела, его расположении, зрительной интерпретации, о вкусах, запахах и звуках.
Для устранения описанных проблем специалисты назначают «сенсорную диету». Это активная программа действий, направленная на усиление восприятий. К примеру:
  • посещение комнаты сенсорной интеграции — специально оборудованного помещения для помощи людям с различными сенсорными потребностями, включая детей с аутизмом, сенсорными нарушениями или другими проблемами и особенностями развития. В сенсорной комнате используются разнообразные стимулирующие материалы и устройства для развития сенсорных навыков и помощи в регуляции чувств и эмоций);
  • утяжеленная одежда (жилеты и шарфы) для концентрации в учебе;
  • тяжелые одеяла для повышения качества сна;
  • тонизирующая гимнастика.
Помните, как в детстве хорошо спалось под тяжелым ватным одеялом? Сейчас многие не любят невесомую синтетику. Помимо ностальгии это так называемый тактильный голод. Ведь даже взрослым часто не хватает физического контакта с окружением. А после сна под тяжелым одеялом многие испытывают позитивные эмоции.

Где применяют метод сенсорной интеграции

Универсальный метод сенсорной интеграции решает несколько задач одновременно и эффективно применяется во многих областях, таких как:

  • АВА терапия;
  • неврология;
  • дефектология;
  • логопедия;
  • педагогика;
  • нейрофизиология;
  • медицинская реабилитация.

Более глубоко понять метод поможет книга Уллы Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге», которая посвящена этим вопросам.

Дефектология и логопедия

Как работают дефектологи и логопеды

Используя приемы сенсорики, дефектологи и логопеды удачно корректируют дефекты речи у детей как признак нарушения развития ребенка. Например, логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, предлагаемые логопедами и дефектологами,  так же являются методами, направленными для насыщения сенсорных систем и посредством этого регуляции тонуса лицевых мышц и улучшения дикции.

Сенсорная интеграция для детей с аутизмом

Главная цель, которую преследует метод сенсорной интеграции, –  нормализация работы ЦНС и формирование адекватной реакции ребенка на внешние раздражители.

Полезные упражнения для детей по сенсорной интеграции

Многие взрослые воспринимают проблемы сенсорной интеграции ребенка как избалованность или капризы и даже не подозревают, что он в опасности. Если легкую дисфункцию можно подкорректировать простыми упражнениями (когда ребенку год, два или три года и аутизм слабо выражен) для развития сенсорики конкретной части организма под наблюдением специалиста, то сложные расстройства исправить сложнее. Главное в коррекции – системность и контроль динамики прогресса.
Существует масса несложных действий для развития отдельных органов. К примеру, упражнения:
  • для зрения (смешивание красок, обведение контуров предмета, копирование, срисовывание и др.);
  • для тонической регуляции – упражнения комплекса АФК;
  • Для вестибулярного аппарата – упражнения на балансирах;
  • для речи (щелканье языком, чмоканье губами, имитация звуков насекомых, пропевание гласных и мягких согласных звуков);
  • для слуха (выстукивание ритма с помощью предметов (деревянные ложки, бутылки из пластика), напевание мелодий вслед за взрослым);
  • для обоняния (использование ароматических масел и аналогичных фруктов для ассоциации их запахов, определения на запах съедобных продуктов и несъедобных предметов).
  • Так же есть комплексы упражнений направленных на совместную работу сразу несколько сенсорных систем, например зрительно-моторная координация и т.д.

Занятия для детей по развитию сенсорной интеграции

Сегодня для занятий с деток с нарушениями сенсорной интеграции существует много  специального оборудования, такие как утяжеленные предметы, яйцо, гамак, мешок, подушка, мяч, наплечник, плед, шарф и др. Сами по себе эти предметы не приносят пользы, без знания, как и кому нужно применить их.

Обучение родителей занятиям с детьми

Эффективность терапии во многом зависит от грамотного подхода специалистов и активного участия родителей. Родителям необходимо разбираться в методиках и понимать особенности своего ребенка, чтобы лучше поддерживать его в повседневной жизни и в процессе лечения. Специалисты, работающие с детьми, должны быть сертифицированы и иметь достаточный опыт в работе с детьми с РАС и другими нарушениями сенсорной интеграции.

Наша специализация для детей с аутизмом подтверждена нашим опытом, а также многочисленными отзывами довольных родителей.  Таких профессионалов единицы на всю Россию − мы развиваем детей с аутизмом из разных уголков нашей страны.

После специального тестирования, составляется индивидуальный план и метод сенсорной интеграции, которые построены на принципах традиционной школы Энн Джин Айрес. Это позволяет формировать навыки, решая многие проблемы и восстанавливать дефициты последовательно и грамотно.

Как писала Энн Джин Айрес:

«Использование нейронных механизмов для улучшения моторного развития в настоящее время хорошо известно, текущая область основного роста и противоречий заключается в использовании неврологических конструкций для помощи в понимании и улучшении когнитивных функций, таких как трудности в обучении. Следующим шагом вполне может стать более плодотворная атака на эмоциональные и поведенческие расстройства».

Адреса центров

Цена развивающих занятий

  • первичная консультация специалиста (длится 45-60 мин) – 4000 руб.;
  • 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, ПФА/ТОН, Денверская модель раннего вмешательства, “Баланс” и др. ) – 2100-3000 руб.;
  • Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS проводится в рамках занятий, написание программы развития по запросу от 15 000 – 20 000 руб.;
  • Тестирование сенсорных систем и крупной моторики, составление плана занятий и подбора уровня нагрузки – проводится в рамках занятий;
  • Интенсивные курсы от 30 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – от 151 000 руб. за 2 недели занятий.
  • Онлайн сопровождение семей (консультирование) поведенческим аналитиком/логопедом – 20 000 руб. в месяц (от 4х онлайн встреч в месяц + просмотр видео домашних заданий, подбор программы поведенческого вмешательства).