Сенсорная интеграция для детей: методы, упражнения и терапия

С раннего детства ребенок познает внешний мир через сенсорное восприятие: формы, вкуса, цвета или запаха предметов. В дошкольном возрасте дети активно накапливают знания и представления об окружающих объектах, что способствует развитию сенсорной интеграции — процесса, посредством которого мозг обрабатывает сигналы от органов чувств для выполнения действий.

сенсорная интеграция ребенка

Что такое сенсорная интеграция?

Это способность мозга организовывать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств, для выполнения различных действий. Здоровый ребенок способен видеть предмет, ощущать его на ощупь, запоминать название и понимать его назначение. Этот процесс начинается задолго до рождения и укрепляется по мере развития ребенка. Однако у некоторых детей могут возникать трудности в освоении окружающего мира, что может быть связано с дисфункцией сенсорной интеграции.

Дисфункция сенсорной интеграции

Дисфункция сенсорной интеграции — это неврологическое расстройство, которое затрудняет обработку сенсорных сигналов. Такие дети могут испытывать сложности с координацией движений, восприятием звуков и визуальных стимулов, могут бояться толпы или избегать прикосновений. Часто это расстройство путают с гиперактивностью или нарушениями психики, что затрудняет постановку правильного диагноза.

дисфункция сенсорной интеграции

История и развитие методик сенсорной интеграции

Создателем методик сенсорной интеграции является Энн Джин Айрес, научный сотрудник Южно-Калифорнийского университета (Лос-Анджелес). Она разработала методики, направленные на стимуляцию органов чувств и коррекцию работы сенсорных систем. Эти методы эффективны для детей с трудностями в обучении, лечения неврологических заболеваний, а также для снижения симптомов деменции у взрослых

 

Принципы терапии сенсорной интеграции

Принцип лечения состоит в упорядочении внешних ощущений с помощью и специального оборудования, которое воздействует на звуковое, зрительное, кинестетическое и вестибулярное восприятие пациента.

 

 

Специалист по сенсорной интеграции и метод сенсорной интеграции

Сенсорика играет важную роль в работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) и расстройства аутистического спектра (РАС). Специалист по сенсорной интеграции помогает детям адаптироваться к внешним стимулам, что особенно важно для их восприятия, координации и моторики. В рамках этой методики используются специально оборудованные сенсорные комнаты, где дети могут получать разнообразные сенсорные впечатления, что способствует их общему развитию и улучшению навыков адаптации.

Сенсорная интеграция для детей с РАС

Сенсорная интеграция для детей с РАС требует особого внимания и индивидуального подхода. Во время занятий дети учатся воспринимать и правильно реагировать на сенсорные стимулы, что помогает им улучшить способность к адаптации в окружающем мире. Регулярные занятия под руководством опытного специалиста способствуют развитию социальных навыков и снижению уровня тревожности у детей с РАС.

 

Коррекционная терапия в сенсорики

 

Сенсорная интеграция для детей с рас имеет две практических тенденции развития:

  • полисенсорное воспитание детей с аутизмом с
    помощью развития зрительных, слуховых и тактильных навыков
    .
  • формирование в среде, привычной для ребенка, особенных
    условий, которые облегчат восприятие и обеспечат продуктивное взаимодействие
    .

 

Расстройство аутистического спектра (РАС) указывает на нарушения в работе ЦНС и мозга. Ребенок не может соединять свои ощущения и адекватно воспринимать объекты. Причин здесь несколько, одна из основных – неправильное развитие сенсорных систем. Малыш затрудняется при ориентировке в пространстве и имеет низкую вестибулярную активность.

Главная цель терапевтической коррекции  – повышать коммуникацию ребенка, настроив его на живое восприятие окружающего мира. С помощью эрготерапевта дети учатся  ощущать собственное тело и свои действия, правильно реагировать на импульсы и обращаться с предметами.

Коррекция аутизма через сенсорную интеграцию

Благодаря этой методике мозг маленьких пациентов с РАС получает информацию об окружающих объектах и внешних стимулах, которые воздействуют на их сенсоры. Программа сенсорной интеграции, обучающие игры и правильно подобранные упражнения наполняют  детей новыми чувственными образами. Со временем все это балансируется, и ЦНС будет эффективно обрабатывать сенсорные стимулы.

Упражнения для сенсорной интеграции:
  • Разумная активность очень важна для
    развития детей
  • Большая мотивация ребенка, увлеченность обучением и
    получение сложных навыков путем преодоления препятствий имеют высокий шанс
    успеха
  • Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную
    систему
  • Терапевт сопровождает ребенка в его развитии
  • Поставленные задачи должны быть посильны для
    ребенка и актуальны.

Преимущества терапии сенсорной интеграции

Из основных достоинств программы сенсорной интеграции можно назвать следующие:

  • Комплексный терапевтический подход с включением всех
    сенсорных систем
  • Создание тесного контакта ребенка и родителей
  • Повышение самостоятельности в действиях с
    предметами
  • Методика нужна при ДЦП для дозревания сенсорных
    систем
  • Используется при сложных когнитивных и
    нейрофизиологических проблемах.

Нарушение сенсорной интеграции у детей. Симптомы

Метод сенсорной интеграции успешно применяется для наших маленьких пациентов – детей:

  1. ДЦП (при незрелости сенсорных систем и неадекватной реакции на осязаемые сигналы);
  2. Аутизм у детей (баланс сенсорных систем, коррекция самостимулятивного поведения)
  3. СДВГ(для снижения возбудимости или расслабления).
     

Симптомы и диагностика дисфункции сенсорной интеграции:

  1. избыток чувственных сигналов, который
    перегружает мозг  ребенка;
  2. недостаток сенсорной информации и связанный с
    ним «голод» мозга.

Проблема проявляется в неадекватном поведении, когда ребенок:

  • остерегается скопления людей;
  • боится визуального контакта;
  • не переносит прикасания и раздражающие звуки;
  • испытывает скованность в движениях;
  • отказывается от какой-нибудь одежды.

Для второй причины характерны активные движения –  аутостимуляции, кружение, прыжки, качание, бег вкруговую, резкие объятия и драки, чтобы произвести одно и то же впечатление.

Такие дети слабо учатся, плохо усваивают навыки моторики и поведения, не могут долго концентрироваться на каком-то действии, испытывают беспокойство и постоянный стресс.

Детишки с нарушением сенсорной интеграции нуждаются в особой помощи. Гиперактивность, аутизм и дефицит внимания – те случаи, когда методы сенсорной интеграции довольно актуальны.

Что предлагает терапия сенсорики

Мы совмещаем aba методы в отделении сенсорной интеграции в нашем центре aba терапии  в Москве – для того, чтобы сначала выстроить сотрудничество и потом максимально насытить сенсорную среду для малышей, чтобы наладить восприятие их головного мозга через рецепторы органов чувств. Именно сенсорные ощущения посылают в ЦНС информацию о состоянии тела, его расположении, зрительной интерпретации, о вкусах, запахах и звуках.

Для устранения описанных проблем специалисты назначают «сенсорную диету». Это активная программа действий, направленная на усиление восприятий. К примеру:

  • посещение сенсорной комнаты;
  • утяжеленная одежда (жилеты и шарфы) для концентрации в учебе;
  • тяжелые одеяла для повышения качества сна;
  • тонизирующая гимнастика;

Помните, как в детстве хорошо спалось под тяжелым ватным одеялом? Сейчас многие не любят невесомую синтетику. Помимо ностальгии это так называемый тактильный голод. Ведь даже взрослым часто не хватает физического контакта с окружением. А после сна под тяжелым одеялом многие испытывают позитивные эмоции.

Где применяют метод

 

Более глубоко понять метод сенсорной интеграции поможет книга Уллы Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге», которая посвящена этим вопросам.

Универсальный метод сенсорной интеграции решает несколько задач одновременно и эффективно применяется во многих областях, таких как:

  • АВА терапия;
  • неврология;
  • дефектология;
  • логопедия;
  • педагогика;
  • нейрофизиология;
  • медицинская реабилитация.

Сенсорная интеграция в дефектологии и логопедии

Используя приемы сенсорики, дефектологи и логопеды удачно корректируют дефекты речи у детей как признак нарушения сенсорного развития ребенка. Например, логопедический массаж и артикуляционная гимнастика так же являются методами, направленными для насыщения сенсорных систем и посредством этого регуляции тонуса лицевых мышц и улучшения дикции.

Сенсорная интеграция для детей с аутизмом

Главная цель, которую преследует метод сенсорной интеграции, –  нормализация работы ЦНС и формирование адекватной реакции ребенка на внешние раздражители сенсорных систем.

Сенсорная интеграция или полезные упражнения для детей

Многие взрослые воспринимают проблемы сенсорной интеграции ребенка как избалованность или капризы и даже не подозревают, что ребенок в опасности.

Если легкую дисфункцию можно подкорректировать простыми упражнениями (когда ребенку два года и аутизм слабо выражен) для развития сенсорики конкретной части организма под наблюдением специалиста, то сложные расстройства исправить сложнее. Главное в коррекции – системность и контроль динамики прогресса.

Существует масса несложных действий для развития отдельных органов. К примеру, упражнения:

  • для зрения (смешивание красок, обведение контуров
    предмета, копирование, срисовывание и др.)
  • для тонической регуляции – упражнения комплекса
    АФК.
  • Для вестибулярного аппарата – упражнения на
    балансирах
  • для речи (щелканье языком, чмоканье губами, имитация
    звуков насекомых, пропевание гласных и мягких согласных звуков);
  • для слуха (выстукивание ритма с помощью предметов (деревянные
    ложки, бутылки из пластика), напевание мелодий вслед за взрослым);
  • для обоняния (использование ароматических масел и
    аналогичных фруктов для ассоциации их запахов, определения на запах
    съедобных продуктов и несъедобных предметов).
  • Так же есть комплексы упражнений направленных на
    совместную работу сразу несколько сенсорных систем, например
    зрительно-моторная координация и тд.

Сенсорная интеграция – интересные занятия для детей

Сегодня для деток с нарушениями сенсорной интеграции существует много  специального оборудования, такие как   утяжеленные сенсорные товары, яйцо, гамак, мешок, подушка, мяч, наплечник, плед, шарф и др. Сами по себе эти предметы не приносят пользы, без знания, как и кому нужно применить их.

Обучение родителей

Эффективность терапии во многом зависит от грамотного подхода специалистов и активного участия родителей. Родителям необходимо разбираться в методиках и понимать особенности своего ребенка, чтобы лучше поддерживать его в повседневной жизни и в процессе лечения. Специалисты, работающие с детьми, должны быть сертифицированы и иметь достаточный опыт в работе с детьми с РАС и другими нарушениями сенсорной интеграции.

Наша специализация для детей с аутизмом подтверждена нашим опытом, а также многочисленными отзывами довольных родителей.  Таких профессионалов единицы на всю Россию, мы развиваем детей с аутизмом из разных уголков нашей страны.

После специального тестирования, составляется индивидуальный план и метод сенсорной интеграции, которые построены на принципах традиционной школы Энн Джин Айрес. Это позволяет формировать навыки и восстанавливать дефициты последовательно и грамотно.


Адреса:

Мы находимся:
1. В живописном месте под названием Летний отдых в Голицыно, Звенигородская 41, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Благоприятное окружение является огромным плюсом для ребенка, которому необходима ABA терапия.

2. г. Одинцово, Кленовая улица 1, рядом со станцией Пионерская

3. Москва. Находимся в 20 минутах пешком от станции Кунцевская (4 выход, 11, БКЛ) или в 9 минутах на автобусах 610, 190, 45 или 612 до остановки улица Багрицкого. Адрес: Можайское шоссе, дом 45 к1.


Цена и стоимость развивающих занятий

  • первичная консультация специалиста (длится 45-60 мин) – 4000;
  • 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, ПФА/ТОН, Денверская модель раннего вмешательства, “Баланс” и др. ) – 2000-3000;
  • Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS проводится в рамках занятий, написание программы развития по запросу от 15 000 – 20 000 р;
  • Тестирование сенсорных систем и крупной моторики, составление плана занятий и подбора уровня нагрузки – проводится в рамках занятий;
  • Интенсивные курсы от 30 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – от 139 000 за 2 недели занятий.
  • онлайн сопровождение семей (консультирование) поведенческим аналитиком/логопедом – 20 000 руб в месяц (от 4х онлайн встреч в месяц + просмотр видео домашних заданий, подбор программы поведенческого вмешательства)

Вас может заинтересовать: