Сенсорная интеграция для детей: методы, упражнения и терапия
С раннего детства ребенок познает внешний мир через сенсорное восприятие: формы, вкуса, цвета или запаха предметов. В дошкольном возрасте дети активно накапливают знания и представления об окружающих объектах, что способствует развитию сенсорной интеграции — процесса, посредством которого мозг обрабатывает сигналы от органов чувств для выполнения действий.
Что такое сенсорная интеграция?
Это способность мозга организовывать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств, для выполнения различных действий. Здоровый ребенок способен видеть предмет, ощущать его на ощупь, запоминать название и понимать его назначение. Этот процесс начинается задолго до рождения и укрепляется по мере развития ребенка. Однако у некоторых детей могут возникать трудности в освоении окружающего мира, что может быть связано с дисфункцией сенсорной интеграции.
Дисфункция сенсорной интеграции
Дисфункция сенсорной интеграции — это неврологическое расстройство, которое затрудняет обработку сенсорных сигналов. Такие дети могут испытывать сложности с координацией движений, восприятием звуков и визуальных стимулов, могут бояться толпы или избегать прикосновений. Часто это расстройство путают с гиперактивностью или нарушениями психики, что затрудняет постановку правильного диагноза.
История и развитие методик сенсорной интеграции
Создателем методик сенсорной интеграции является Энн Джин Айрес, научный сотрудник Южно-Калифорнийского университета (Лос-Анджелес). Она разработала методики, направленные на стимуляцию органов чувств и коррекцию работы сенсорных систем. Эти методы эффективны для детей с трудностями в обучении, лечения неврологических заболеваний, а также для снижения симптомов деменции у взрослых
Принципы терапии сенсорной интеграции
Принцип лечения состоит в упорядочении внешних ощущений с помощью и специального оборудования, которое воздействует на звуковое, зрительное, кинестетическое и вестибулярное восприятие пациента.
Специалист по сенсорной интеграции и метод сенсорной интеграции
Сенсорика играет важную роль в работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) и расстройства аутистического спектра (РАС). Специалист по сенсорной интеграции помогает детям адаптироваться к внешним стимулам, что особенно важно для их восприятия, координации и моторики. В рамках этой методики используются специально оборудованные сенсорные комнаты, где дети могут получать разнообразные сенсорные впечатления, что способствует их общему развитию и улучшению навыков адаптации.
Сенсорная интеграция для детей с РАС
Сенсорная интеграция для детей с РАС требует особого внимания и индивидуального подхода. Во время занятий дети учатся воспринимать и правильно реагировать на сенсорные стимулы, что помогает им улучшить способность к адаптации в окружающем мире. Регулярные занятия под руководством опытного специалиста способствуют развитию социальных навыков и снижению уровня тревожности у детей с РАС.
Коррекционная терапия в сенсорики
Сенсорная интеграция для детей с рас имеет две практических тенденции развития:
- полисенсорное воспитание детей с аутизмом с
помощью развития зрительных, слуховых и тактильных навыков. - формирование в среде, привычной для ребенка, особенных
условий, которые облегчат восприятие и обеспечат продуктивное взаимодействие.
Расстройство аутистического спектра (РАС) указывает на нарушения в работе ЦНС и мозга. Ребенок не может соединять свои ощущения и адекватно воспринимать объекты. Причин здесь несколько, одна из основных – неправильное развитие сенсорных систем. Малыш затрудняется при ориентировке в пространстве и имеет низкую вестибулярную активность.
Главная цель терапевтической коррекции – повышать коммуникацию ребенка, настроив его на живое восприятие окружающего мира. С помощью эрготерапевта дети учатся ощущать собственное тело и свои действия, правильно реагировать на импульсы и обращаться с предметами.
Коррекция аутизма через сенсорную интеграцию
Благодаря этой методике мозг маленьких пациентов с РАС получает информацию об окружающих объектах и внешних стимулах, которые воздействуют на их сенсоры. Программа сенсорной интеграции, обучающие игры и правильно подобранные упражнения наполняют детей новыми чувственными образами. Со временем все это балансируется, и ЦНС будет эффективно обрабатывать сенсорные стимулы.
Упражнения для сенсорной интеграции:
- Разумная активность очень важна для
развития детей - Большая мотивация ребенка, увлеченность обучением и
получение сложных навыков путем преодоления препятствий имеют высокий шанс
успеха - Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную
систему - Терапевт сопровождает ребенка в его развитии
- Поставленные задачи должны быть посильны для
ребенка и актуальны.
Преимущества терапии сенсорной интеграции
Из основных достоинств программы сенсорной интеграции можно назвать следующие:
- Комплексный терапевтический подход с включением всех
сенсорных систем - Создание тесного контакта ребенка и родителей
- Повышение самостоятельности в действиях с
предметами - Методика нужна при ДЦП для дозревания сенсорных
систем - Используется при сложных когнитивных и
нейрофизиологических проблемах.
Нарушение сенсорной интеграции у детей. Симптомы
Метод сенсорной интеграции успешно применяется для наших маленьких пациентов – детей:
- ДЦП (при незрелости сенсорных систем и неадекватной реакции на осязаемые сигналы);
- Аутизм у детей (баланс сенсорных систем, коррекция самостимулятивного поведения)
- СДВГ(для снижения возбудимости или расслабления).
Симптомы и диагностика дисфункции сенсорной интеграции:
- избыток чувственных сигналов, который
перегружает мозг ребенка; - недостаток сенсорной информации и связанный с
ним «голод» мозга.
Проблема проявляется в неадекватном поведении, когда ребенок:
- остерегается скопления людей;
- боится визуального контакта;
- не переносит прикасания и раздражающие звуки;
- испытывает скованность в движениях;
- отказывается от какой-нибудь одежды.
Для второй причины характерны активные движения – аутостимуляции, кружение, прыжки, качание, бег вкруговую, резкие объятия и драки, чтобы произвести одно и то же впечатление.
Такие дети слабо учатся, плохо усваивают навыки моторики и поведения, не могут долго концентрироваться на каком-то действии, испытывают беспокойство и постоянный стресс.
Детишки с нарушением сенсорной интеграции нуждаются в особой помощи. Гиперактивность, аутизм и дефицит внимания – те случаи, когда методы сенсорной интеграции довольно актуальны.
Что предлагает терапия сенсорики
Мы совмещаем aba методы в отделении сенсорной интеграции в нашем центре aba терапии в Москве – для того, чтобы сначала выстроить сотрудничество и потом максимально насытить сенсорную среду для малышей, чтобы наладить восприятие их головного мозга через рецепторы органов чувств. Именно сенсорные ощущения посылают в ЦНС информацию о состоянии тела, его расположении, зрительной интерпретации, о вкусах, запахах и звуках.
Для устранения описанных проблем специалисты назначают «сенсорную диету». Это активная программа действий, направленная на усиление восприятий. К примеру:
- посещение сенсорной комнаты;
- утяжеленная одежда (жилеты и шарфы) для концентрации в учебе;
- тяжелые одеяла для повышения качества сна;
- тонизирующая гимнастика;
Помните, как в детстве хорошо спалось под тяжелым ватным одеялом? Сейчас многие не любят невесомую синтетику. Помимо ностальгии это так называемый тактильный голод. Ведь даже взрослым часто не хватает физического контакта с окружением. А после сна под тяжелым одеялом многие испытывают позитивные эмоции.
Где применяют метод
Более глубоко понять метод сенсорной интеграции поможет книга Уллы Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге», которая посвящена этим вопросам.
Универсальный метод сенсорной интеграции решает несколько задач одновременно и эффективно применяется во многих областях, таких как:
- АВА терапия;
- неврология;
- дефектология;
- логопедия;
- педагогика;
- нейрофизиология;
- медицинская реабилитация.
Сенсорная интеграция в дефектологии и логопедии
Используя приемы сенсорики, дефектологи и логопеды удачно корректируют дефекты речи у детей как признак нарушения сенсорного развития ребенка. Например, логопедический массаж и артикуляционная гимнастика так же являются методами, направленными для насыщения сенсорных систем и посредством этого регуляции тонуса лицевых мышц и улучшения дикции.
Сенсорная интеграция для детей с аутизмом
Главная цель, которую преследует метод сенсорной интеграции, – нормализация работы ЦНС и формирование адекватной реакции ребенка на внешние раздражители сенсорных систем.
Сенсорная интеграция или полезные упражнения для детей
Многие взрослые воспринимают проблемы сенсорной интеграции ребенка как избалованность или капризы и даже не подозревают, что ребенок в опасности.
Если легкую дисфункцию можно подкорректировать простыми упражнениями (когда ребенку два года и аутизм слабо выражен) для развития сенсорики конкретной части организма под наблюдением специалиста, то сложные расстройства исправить сложнее. Главное в коррекции – системность и контроль динамики прогресса.
Существует масса несложных действий для развития отдельных органов. К примеру, упражнения:
- для зрения (смешивание красок, обведение контуров
предмета, копирование, срисовывание и др.) - для тонической регуляции – упражнения комплекса
АФК. - Для вестибулярного аппарата – упражнения на
балансирах - для речи (щелканье языком, чмоканье губами, имитация
звуков насекомых, пропевание гласных и мягких согласных звуков);
- для слуха (выстукивание ритма с помощью предметов (деревянные
ложки, бутылки из пластика), напевание мелодий вслед за взрослым); - для обоняния (использование ароматических масел и
аналогичных фруктов для ассоциации их запахов, определения на запах
съедобных продуктов и несъедобных предметов). - Так же есть комплексы упражнений направленных на
совместную работу сразу несколько сенсорных систем, например
зрительно-моторная координация и тд.
Сенсорная интеграция – интересные занятия для детей
Сегодня для деток с нарушениями сенсорной интеграции существует много специального оборудования, такие как утяжеленные сенсорные товары, яйцо, гамак, мешок, подушка, мяч, наплечник, плед, шарф и др. Сами по себе эти предметы не приносят пользы, без знания, как и кому нужно применить их.
Обучение родителей
Эффективность терапии во многом зависит от грамотного подхода специалистов и активного участия родителей. Родителям необходимо разбираться в методиках и понимать особенности своего ребенка, чтобы лучше поддерживать его в повседневной жизни и в процессе лечения. Специалисты, работающие с детьми, должны быть сертифицированы и иметь достаточный опыт в работе с детьми с РАС и другими нарушениями сенсорной интеграции.
Наша специализация для детей с аутизмом подтверждена нашим опытом, а также многочисленными отзывами довольных родителей. Таких профессионалов единицы на всю Россию, мы развиваем детей с аутизмом из разных уголков нашей страны.
После специального тестирования, составляется индивидуальный план и метод сенсорной интеграции, которые построены на принципах традиционной школы Энн Джин Айрес. Это позволяет формировать навыки и восстанавливать дефициты последовательно и грамотно.
Адреса:
Мы находимся:
1. В живописном месте под названием Летний отдых в Голицыно, Звенигородская 41, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Благоприятное окружение является огромным плюсом для ребенка, которому необходима ABA терапия.
2. г. Одинцово, Кленовая улица 1, рядом со станцией Пионерская
3. Москва. Находимся в 20 минутах пешком от станции Кунцевская (4 выход, 11, БКЛ) или в 9 минутах на автобусах 610, 190, 45 или 612 до остановки улица Багрицкого. Адрес: Можайское шоссе, дом 45 к1.
Цена и стоимость развивающих занятий
- первичная консультация специалиста (длится 45-60 мин) – 4000;
- 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, ПФА/ТОН, Денверская модель раннего вмешательства, “Баланс” и др. ) – 2000-3000;
- Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS проводится в рамках занятий, написание программы развития по запросу от 15 000 – 20 000 р;
- Тестирование сенсорных систем и крупной моторики, составление плана занятий и подбора уровня нагрузки – проводится в рамках занятий;
- Интенсивные курсы от 30 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – от 139 000 за 2 недели занятий.
- онлайн сопровождение семей (консультирование) поведенческим аналитиком/логопедом – 20 000 руб в месяц (от 4х онлайн встреч в месяц + просмотр видео домашних заданий, подбор программы поведенческого вмешательства)
Вас может заинтересовать:
- нарушения системы внимания и деятельности тела
- важно помочь с проблемой очень разных тактильных ощущений тела
- необходимо время для некоторых нарушений внимания и движения поэтому очень важна деятельность специалиста, используя игры
- виды нарушений разных тактильных ощущений, реакции некоторых нервные
- внимание детям как система игры
- детская нервная чувствительность к играм и видам информации
- детская чувствительность к игре, музыке и информации
- игра с психологом помогает чаще делать диагностику социальной функции
- статья про различный опыт прикосновений с игрушкам, пластилином, водой, песком, батутами для стимуляции рецепторов и речевого и моторного проявления
- Расстройство аутистического спектра РАС