Сенсорная интеграция для детей
С раннего детства ребенок изучает внешний мир посредством сенсорного восприятия предметов – их формы, вкуса, цвета или запаха. В дошкольном возрасте дети активно накапливают знания и представления об окружающих объектах. В дальнейшем деятельность человека тесно связана с развитием сенсорной интеграции.
Что это за процесс?
Сенсорная интеграция – это обработка сигналов из органов чувств для совершения определенных действий. Нормально развитый ребенок способен видеть вещь, ощупывать её, запоминать название и понимать, зачем она нужна.
Эта способность появляется задолго до рождения и незаметно укрепляется, если все в норме. Но есть такие дети, которые испытывают трудности в процессе освоения предметов. У них диагностируют неврологическое расстройство, называемое «дисфункция сенсорной интеграции». Иногда эти расстройства путают с гиперактивностью, изнеженностью и даже нарушением психики.
Об истории развития
Создателем методик сенсорной интеграции является Энн Джин Айрес – научный сотрудник Южно-Калифорнийского университета (Лос-Анджелес). Она считала, что основная цель воздействия при сенсорно-моторной интеграции – стимулировать органы чувств и корректировать работу сенсорных систем. Эти приемы эффективны для детей со сложностями в обучении, лечения неврологических заболеваний, снижения деменции у взрослых пациентов.
Принцип лечения состоит в упорядочении внешних ощущений с помощью и специального оборудования, которое воздействует на звуковое, зрительное, кинестетическое и вестибулярное восприятие пациента.
Коррекционная терапия в сенсорики
Сенсорная интеграция для детей с рас имеет две практических тенденции развития:
- формирование в среде, привычной для ребенка, особенных условий, которые облегчат восприятие и обеспечат продуктивное взаимодействие;
- полисенсорное воспитание детей с аутизмом с помощью развития зрительных, слуховых и тактильных навыков.
Расстройство аутистического спектра (РАС) указывает на нарушения в работе ЦНС и мозга. Ребенок не может соединять свои ощущения и адекватно воспринимать объекты. Причин здесь несколько, одна из основных – неправильное развитие сенсорных систем. Малыш затрудняется при ориентировке в пространстве и имеет низкую вестибулярную активность.
Главная цель терапевтической коррекции – повышать коммуникацию ребенка, настроив его на живое восприятие окружающего мира. С помощью эрготерапевта дети учатся ощущать собственное тело и свои действия, правильно реагировать на импульсы и обращаться с предметами.
Метод сенсорной интеграции при аутизме
Благодаря этой методике мозг маленьких пациентов с РАС получает информацию об окружающих объектах и внешних стимулах, которые воздействуют на их сенсоры. Программа сенсорной интеграции, обучающие игры и правильно подобранные упражнения наполняют детей новыми чувственными образами. Со временем все это балансируется, и ЦНС будет эффективно обрабатывать сенсорные стимулы.
Метод сенсорной интеграции базируется на следующих важных принципах:
- Разумная сенсорная активность очень важна для развития детей
- Большая мотивация ребенка, увлеченность обучением и получение сложных навыков путем преодоления препятствий имеют высокий шанс успеха
- Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему
- Терапевт сопровождает ребенка в его развитии
- Поставленные задачи должны быть посильны для ребенка и актуальны.
Преимущества для детей с аутизмом
Из основных достоинств программы сенсорной интеграции можно назвать следующие:
- Комплексный терапевтический подход с включением всех сенсорных систем
- Создание тесного контакта ребенка и родителей
- Повышение самостоятельности в действиях с предметами
- Методика нужна при ДЦП для дозревания сенсорных систем
- Используется при сложных когнитивных и нейрофизиологических проблемах.
Нарушение сенсорной интеграции у детей. Симптомы
У этого нарушения две главные причины:
- избыток чувственных сигналов, который перегружает мозг ребенка;
- недостаток сенсорной информации и связанный с ним «голод» мозга.
Проблема проявляется в неадекватном поведении, когда ребенок:
- остерегается скопления людей;
- боится визуального контакта;
- не переносит прикасания и раздражающие звуки;
- испытывает скованность в движениях;
- отказывается от какой-нибудь одежды.
Для второй причины характерны активные движения – аутостимуляции, кружение, прыжки, качание, бег вкруговую, резкие объятия и драки, чтобы произвести одно и то же впечатление.
Такие дети слабо учатся, плохо усваивают навыки моторики и поведения, не могут долго концентрироваться на каком-то действии, испытывают беспокойство и постоянный стресс.
Детишки с нарушением сенсорной интеграции нуждаются в особой помощи. Гиперактивность, аутизм и дефицит внимания – те случаи, когда методы сенсорной интеграции довольно актуальны.
Что предлагает терапия
Для устранения описанных проблем специалисты назначают «сенсорную диету». Это активная программа действий, направленная на усиление восприятий. К примеру:
- посещение сенсорной комнаты;
- утяжеленная одежда (жилеты и шарфы) для концентрации в учебе;
- тяжелые одеяла для повышения качества сна;
- тонизирующая гимнастика;
Помните, как в детстве хорошо спалось под тяжелым ватным одеялом? Сейчас многие не любят невесомую синтетику. Помимо ностальгии это так называемый тактильный голод. Ведь даже взрослым часто не хватает физического контакта с окружением. А после сна под тяжелым одеялом многие испытывают позитивные эмоции.
Где применяют метод
Более глубоко понять метод сенсорной интеграции поможет книга Уллы Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге», которая посвящена этим вопросам.
Универсальный метод сенсорной интеграции решает несколько задач одновременно и эффективно применяется во многих областях, таких как:
- АВА терапия;
- неврология;
- дефектология;
- логопедия;
- педагогика;
- нейрофизиология;
- медицинская реабилитация.
Сенсорная интеграция в дефектологии и логопедии
Используя приемы сенсорной интеграции, дефектологи и логопеды удачно корректируют дефекты речи у детей как признак нарушения сенсорного развития ребенка. Например, логопедический массаж и артикуляционная гимнастика являются методами сенсорной интеграции направленными для регуляции тонуса лицевых мышц и улучшения дикции.
Сенсорная интеграция для детей с аутизмом
Главная цель, которую преследует метод сенсорной интеграции, – нормализация работы ЦНС и формирование адекватной реакции ребенка на внешние раздражители сенсорных систем.
Сенсорная интеграция или полезные упражнения для детей
Многие взрослые воспринимают проблемы сенсорной интеграции ребенка как избалованность или капризы и даже не подозревают, что ребенок в опасности.
Если легкую дисфункцию можно подкорректировать простыми упражнениями (когда ребенку два года и аутизм слабо выражен) для развития сенсорики конкретной части организма под наблюдением специалиста, то сложные расстройства исправить сложнее. Главное в коррекции – системность и контроль динамики прогресса.
Существует масса несложных действий для развития отдельных органов. К примеру, упражнения:
- для зрения (смешивание красок, обведение контуров предмета, копирование, срисовывание и др.)
- для тонической регуляции – упражнения комплекса АФК.
- Для вестибулярного аппарата – упражнения на балансирах
- для речи (щелканье языком, чмоканье губами, имитация звуков насекомых, пропевание гласных и мягких согласных звуков);
- для слуха (выстукивание ритма с помощью предметов (деревянные ложки, бутылки из пластика), напевание мелодий вслед за взрослым);
- для обоняния (использование ароматических масел и аналогичных фруктов для ассоциации их запахов, определения на запах съедобных продуктов и несъедобных предметов).
- Так же есть комплексы упражнений направленных на совместную работу сразу несколько сенсорных систем, например зрительно-моторная координация и тд.
Сенсорная интеграция – интересные занятия для детей
Сегодня для деток с нарушениями сенсорной интеграции существует много специального оборудования, такие как утяжеленные сенсорные товары, яйцо, гамак, мешок, подушка, мяч, наплечник, плед, шарф и др. Сами по себе эти предметы не приносят пользы, без знания, как и кому нужно применить их.
Обучение родителей
Родители «особенных» детей давно знакомы с понятием «сенсорная интеграция». Эффективный метод, признанный за рубежом, у нас в России часто критикуют люди, не получившие от терапии ожидаемого результата. В связи с возросшим спросом на услугу появилась масса «специалистов» по сенсорной интеграции без сертификата, которые работают с детьми по книгам или просто приобретя той или иной материал.
Наша специализация для детей с аутизмом подтверждена Израильским сертификатом, а также многочисленными отзывами довольных родителей. Таких профессионалов единицы на всю Россию, мы развиваем детей с аутизмом из разных уголков нашей страны.
После специального тестирования, составляется индивидуальный план и метод сенсорной интеграции, которые построены на принципах традиционной школы Энн Джин Айрес. Это позволяет формировать навыки и восстанавливать дефициты последовательно и грамотно.
Адреса:
Мы находимся:
1. В живописном месте под названием Летний отдых в Голицыно, Звенигородская 41, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Благоприятное окружение является огромным плюсом для ребенка, которому необходима ABA терапия.
2. г. Одинцово, Кленовая улица 1, рядом со станцией Пионерская
3. Москва. Находимся в 20 минутах пешком от станции Кунцевская (4 выход, 11, БКЛ) или в 9 минутах на автобусах 610, 190, 45 или 612 до остановки улица Багрицкого. Адрес: Можайское шоссе, дом 10.
Цена и стоимость развивающих занятий
- первичная консультация специалиста-поведенческого аналитика (длится 1 час) – 3500;
- 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК и др. ) – 1900-2500;
- Тестирование навыков VB-MAPP или ABLLS-R и написание плана развития – проводится в рамках занятий;
- Тестирование сенсомоторных навыков и написание плана по развитию сенсорных сфер – проводится в рамках занятий;
- Интенсивные курсы по 40 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – индивидуальный расчет.
Консультация по телефону с поведенческим аналитиком (BCBA) и куратором поведенческих программ MBP с высшим логопедическим образованием 20 минут — бесплатно. Звоните +7 926 422-86-28 и пишите в WhatsApp!
Вас может заинтересовать:
- нарушения системы внимания и деятельности тела
- важно помочь с проблемой очень разных тактильных ощущений тела
- необходимо время для некоторых нарушений внимания и движения поэтому очень важна деятельность специалиста, используя игры
- виды нарушений разных тактильных ощущений, реакции некоторых нервные
- внимание детям как система игры
- детская нервная чувствительность к играм и видам информации
- детская чувствительность к игре, музыке и информации
- игра с психологом помогает чаще делать диагностику социальной функции
- статья про различный опыт прикосновений с игрушкам, пластилином, водой, песком, батутами для стимуляции рецепторов и речевого и моторного проявления
4 комментария
[…] занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, коррекция поведения «по Хенли» и др. ) – […]
[…] занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК и др. ) – […]
[…] занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, коррекция поведения «по Хенли» и др. ) – […]
[…] занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, коррекция поведения «по Хенли» и др. ) – […]