Сенсорная интеграция для детей: методы, упражнения и терапия
С раннего детства ребенок познает внешний мир через сенсорное восприятие: формы, вкуса, цвета или запаха предметов. В дошкольном возрасте дети активно накапливают знания и представления об окружающих объектах, что способствует развитию сенсорной интеграции — процесса, посредством которого мозг обрабатывает сигналы от органов чувств для выполнения действий.
Что такое сенсорная интеграция?
Это способность мозга организовывать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств, для выполнения различных действий. Здоровый ребенок способен видеть предмет, ощущать его на ощупь, запоминать название и понимать его назначение. Этот процесс начинается задолго до рождения и укрепляется по мере развития ребенка. Однако у некоторых детей могут возникать трудности в освоении окружающего мира, что может быть связано с дисфункцией сенсорной интеграции.
Дисфункция сенсорной интеграции
Дисфункция — это неврологическое расстройство, которое затрудняет обработку сенсорных сигналов. Такие дети могут испытывать сложности с координацией движений, восприятием звуков и визуальных стимулов, могут бояться толпы или избегать прикосновений. Часто дисфункцию путают с гиперактивностью или нарушениями психики, что затрудняет постановку правильного диагноза.
История и развитие методик
Создателем теории сенсорной интеграции и методик является доктор Энн Джин Айрес, научный сотрудник Южно-Калифорнийского университета (Лос-Анджелес). Она разработала методики, направленные на стимуляцию органов чувств и коррекцию работы сенсорных систем. Эти методы эффективны для детей с трудностями в обучении, лечения неврологических заболеваний, а также для снижения симптомов деменции у взрослых
Принципы терапии
Принцип терапии состоит в упорядочении внешних ощущений с помощью и специального оборудования, которое воздействует на звуковое, зрительное, кинестетическое и вестибулярное восприятие пациента.
Специалист по сенсорной интеграции и его методы
Сенсорика для детей с РАС требует особого внимания и индивидуального подхода. Во время занятий со специалистом дети учатся воспринимать и правильно реагировать на сенсорные стимулы, что помогает им улучшить способность к адаптации в окружающем мире. Регулярные занятия под руководством опытного специалиста способствуют развитию социальных навыков и снижению уровня тревожности у детей с РАС.
Коррекционная терапия
Сенсорная интеграция для детей с рас имеет две практических тенденции развития:
- полисенсорное воспитание детей с аутизмом с
помощью развития зрительных, слуховых и тактильных навыков. - формирование в среде, привычной для ребенка, особенных
условий, которые облегчат восприятие и обеспечат продуктивное взаимодействие.
Расстройство аутистического спектра (РАС) указывает на нарушения в работе ЦНС и мозга. Ребенок не может соединять свои ощущения и адекватно воспринимать объекты. Причин здесь несколько, одна из основных – неправильное развитие сенсорных систем. Малыш затрудняется при ориентировке в пространстве и имеет низкую вестибулярную активность.
Главная цель терапевтической коррекции – повышать коммуникацию ребенка, настроив его на живое восприятие окружающего мира. С помощью эрготерапевта дети учатся ощущать собственное тело и свои действия, правильно реагировать на импульсы и обращаться с предметами.
Коррекция аутизма
Упражнения для сенсорной интеграции детей с РАС:
- Разумная активность очень важна для развития детей
- Большая мотивация ребенка, увлеченность обучением и получение сложных навыков путем преодоления препятствий имеют высокий шанс успеха
- Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему
- Терапевт сопровождает маленького пациента в его развитии
- Поставленные задачи должны быть посильны для детей и актуальны.
Преимущества терапии
- Комплексный терапевтический подход с включением всех сенсорных систем
- Создание тесного контакта ребенка и родителей
- Повышение самостоятельности в действиях с предметами
- Методика нужна при ДЦП для дозревания сенсорных систем
- Используется при сложных когнитивных и нейрофизиологических проблемах.
Нарушение сенсорной интеграции у детей. Симптомы
- ДЦП (при незрелости сенсорных систем и неадекватной реакции на осязаемые сигналы);
- Аутизм у детей (баланс разных систем организма, коррекция самостимулятивного поведения);
- СДВГ (для снижения возбудимости или расслабления).
Симптомы и диагностика дисфункции сенсорной интеграции:
- Избыток чувственных сигналов, который перегружает мозг детей;
- Недостаток сенсорной информации и связанный с ним «голод» мозга.
Проблема проявляется в неадекватном поведении, когда ребенок:
- остерегается скопления людей;
- боится визуального контакта;
- не переносит прикасания и раздражающие звуки;
- испытывает скованность в движениях;
- отказывается от какой-нибудь одежды.
Что предлагает терапия
Для устранения описанных проблем специалисты назначают «сенсорную диету». Это активная программа действий, направленная на усиление восприятий. К примеру:
- посещение комнаты сенсорной интеграции (Комната сенсорной интеграции — это специально оборудованное помещение, предназначенное для помощи людям с различными сенсорными потребностями, включая детей с аутизмом, сенсорными нарушениями или другими проблемами и особенностями развития. В сенсорной комнате используются разнообразные стимулирующие материалы и устройства для развития сенсорных навыков и помощи в регуляции чувств и эмоций);
- утяжеленная одежда (жилеты и шарфы) для концентрации в учебе;
- тяжелые одеяла для повышения качества сна;
- тонизирующая гимнастика;
Помните, как в детстве хорошо спалось под тяжелым ватным одеялом? Сейчас многие не любят невесомую синтетику. Помимо ностальгии это так называемый тактильный голод. Ведь даже взрослым часто не хватает физического контакта с окружением. А после сна под тяжелым одеялом многие испытывают позитивные эмоции.
Где применяют метод сенсорной интеграции
Более глубоко понять метод поможет книга Уллы Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге», которая посвящена этим вопросам.
Универсальный метод сенсорной интеграции решает несколько задач одновременно и эффективно применяется во многих областях, таких как:
- АВА терапия;
- неврология;
- дефектология;
- логопедия;
- педагогика;
- нейрофизиология;
- медицинская реабилитация.
Дефектология и логопедия
Как работают дефектологи и логопеды
Используя приемы сенсорики, дефектологи и логопеды удачно корректируют дефекты речи у детей как признак нарушения развития ребенка. Например, логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, предлагаемые логопедами и дефектологами, так же являются методами, направленными для насыщения сенсорных систем и посредством этого регуляции тонуса лицевых мышц и улучшения дикции.
Сенсорная интеграция для детей с аутизмом
Главная цель, которую преследует метод сенсорной интеграции, – нормализация работы ЦНС и формирование адекватной реакции ребенка на внешние раздражители.
Полезные упражнения для детей по сенсорной интеграции
- для зрения (смешивание красок, обведение контуров предмета, копирование, срисовывание и др.)
- для тонической регуляции – упражнения комплекса АФК.
- Для вестибулярного аппарата – упражнения на балансирах
- для речи (щелканье языком, чмоканье губами, имитация звуков насекомых, пропевание гласных и мягких согласных звуков);
- для слуха (выстукивание ритма с помощью предметов (деревянные ложки, бутылки из пластика), напевание мелодий вслед за взрослым);
- для обоняния (использование ароматических масел и аналогичных фруктов для ассоциации их запахов, определения на запах съедобных продуктов и несъедобных предметов).
- Так же есть комплексы упражнений направленных на совместную работу сразу несколько сенсорных систем, например зрительно-моторная координация и тд.
Занятия для детей по развитию сенсорной интеграции
Сегодня для занятий с деток с нарушениями сенсорной интеграции существует много специального оборудования, такие как утяжеленные предметы, яйцо, гамак, мешок, подушка, мяч, наплечник, плед, шарф и др. Сами по себе эти предметы не приносят пользы, без знания, как и кому нужно применить их.
Обучение родителей занятиям с детьми
Эффективность терапии во многом зависит от грамотного подхода специалистов и активного участия родителей. Родителям необходимо разбираться в методиках и понимать особенности своего ребенка, чтобы лучше поддерживать его в повседневной жизни и в процессе лечения. Специалисты, работающие с детьми, должны быть сертифицированы и иметь достаточный опыт в работе с детьми с РАС и другими нарушениями сенсорной интеграции.
После специального тестирования, составляется индивидуальный план и метод сенсорной интеграции, которые построены на принципах традиционной школы Энн Джин Айрес. Это позволяет формировать навыки, решая многие проблемы и восстанавливать дефициты последовательно и грамотно.
Адреса:
Мы находимся:
1. В живописном месте под названием Летний отдых в Голицыно, Звенигородская 41, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Благоприятное окружение является огромным плюсом для ребенка, которому необходима ABA терапия.
2. г. Одинцово, Кленовая улица 1, рядом со станцией Пионерская
3. Москва. Находимся в 20 минутах пешком от станции Кунцевская (4 выход, 11, БКЛ) или в 9 минутах на автобусах 610, 190, 45 или 612 до остановки улица Багрицкого. Адрес: Можайское шоссе, дом 45 к1.
Цена и стоимость развивающих занятий
- первичная консультация специалиста (длится 45-60 мин) – 4000 руб.;
- 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, ПФА/ТОН, Денверская модель раннего вмешательства, “Баланс” и др. ) – 2000-3000 руб.;
- Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS проводится в рамках занятий, написание программы развития по запросу от 15 000 – 20 000 руб.;
- Тестирование сенсорных систем и крупной моторики, составление плана занятий и подбора уровня нагрузки – проводится в рамках занятий;
- Интенсивные курсы от 30 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – от 139 000 руб. за 2 недели занятий.
- онлайн сопровождение семей (консультирование) поведенческим аналитиком/логопедом – 20 000 руб в месяц (от 4х онлайн встреч в месяц + просмотр видео домашних заданий, подбор программы поведенческого вмешательства).
- нарушения системы внимания и деятельности тела
- необходимо время для некоторых нарушений внимания и движения поэтому очень важна деятельность специалиста, используя игры
- виды нарушений разных тактильных ощущений, реакции некоторых нервные
- внимание детям как система игры
- детская нервная чувствительность к играм и видам информации
- детская чувствительность к игре, музыке и информации
- игра с психологом помогает чаще делать диагностику социальной функции
- статья про различный опыт прикосновений с игрушкам, пластилином, водой, песком, батутами для стимуляции рецепторов и речевого и моторного проявления
- Расстройство аутистического спектра РАС
- Центр для детей с аутизмом в Москве