Ребенок не слушается

05 Сен

Поведенческий анализ превзошел другие направления в коррекции нежелательного поведения по показателям эффективности, доказательной базы, телегеничности и долгосрочного результата. И это вполне, логично, так как он основан на законах поведения всех живых существ, а значит пока человек жив, знает он эти принципы или нет, это работает. Вам не обязательно знать, каким образом так происходит, что самолет летает, но при этом вы можете пользоваться перелетами всю свою жизнь. Однако, если вы захотите управлять самолетом или построить самостоятельно, то без этих знаний у вас ничего не получится. Такая же аналогия с коррекцией плохого поведения.

Что же такое плохое поведение у ребенка, с которым может столкнуться родитель или специалист?
Это комплекс реакций, который отвечает одному или всем трем пунктам:
— опасное;
— социально-неприемлемое:

— мешающее развитию или обучению.

Например, ребенок, который внезапно может вырвать руку и побежать на детскую площадку через дорогу – это опасно, ведь запасных жизней в этом мире у него нет. Можем ли мы рассматривать это как нежелательное поведение? Конечно! Кто может работать с этой проблемой? Поведенческий аналитик!
А если ребенок, с особенностью в развитии, который хочет в туалет, снимает штаны и трусики на детской площадке и смотрит на маму, сообщая таким образом, что хочет в туалет — это социально-неприемлемо, что может поспособствовать буллингу (травле) со стороны сверстников. Можем ли мы считать его нежелательным? Разумеется!

А если, ребенок не желает сотрудничать со взрослыми, игнорирует родителей и педагогов, так как хочет заниматься только выстраиванием рядочков или вращением колесиков у машинок – это поведение, мешающее развитию. Можете ли вы обратиться с этим запросом к поведенческому аналитику, чтобы ребенок научился взаимодействовать со взрослым и стал получать от этого удовольствие? Да!

И это только то, что я вспомнила спонтанно, не углубляясь.

С какими еще видами поведения может столкнуться родитель или специалист?

От безобидной самостимулятивной деятельности до агрессии и самоагрессии.
Почему возникает это и кому оно присуще?
Существует миф, что тяжелые виды плохого поведения присущи детям с глубокой умственной отсталостью или «тяжелой формой аутизма», поэтому если ребенок говорящий и «умненький», то это просто избалованность)))
На самом деле, эти определения и диагнозы могут быть как совмещены так и разделены в своих проявлениях, и ребенок с официальным диагнозом «умственная отсталость» может быть прекрасно адаптирован и не иметь нежелательных проявлений, а ребенок с высоким интеллектом, синдромом Аспергера, или задержкой речевого развития может иметь тяжелые проявления агрессии или даже самоагрессии. Как же так?
Дело в том, что нежелательная форма поведения возникает в местах отсутствующих альтернативных навыков, а также в среде, где такая форма поведения подкрепляется, хотя бы иногда. Вы скажете: «ну вот! Родители же избаловали!» — а я отвечу, нет. Я за все годы работы не встретила ни одну семью, где кто-то намерено подкреплял непослушание. Это происходило из благих побуждений и отсутствия понимания «как можно решить это по-другому».  Я знаю педагогов, формирующих собственными действиями нежелательное поведение детей из намерения как раз его предотвратить. А все получается ровно наоборот. Поэтому если вы хотите разобраться, каким образом «этот самолет взлетает», то данная статья и ряд последующих точно для вас.

Для начала важно понять, что если непослушание происходит при вас, или в условиях вашего кабинета, или бывает дома с вами в комнате, то вы можете иметь к этому непосредственное отношение, а значит, при должных знаниях и влиять на него.
Исключением будет являться органическая причина, ее нужно исключить в первую очередь. Если ребенок кричит или бьет себя по голове от приступов мигрени, или язвы в желудке, то аба терапия – это не решит. Это надо лечить и не один день, однако если врач назначает антидепрессанты или нейролептик при даже небольшом капризном поведении ребенка с особенностями в развитии, тогда как никаких органических проблем не выявлено, с оговоркой «для развития, чтоб чуть успокоился» — это плохой рецепт. Это не решение проблемы, это усыпление проявлений на время, и когда прием лекарств будет окончен проблема вернется в еще большем объеме, так как ребенок подрос, а навыка самоконтроля и решения проблем не сформировалось. Welcome to the panic room!

Если органические причины исключены, то специалист приступает к сбору данных. Забудьте про решение проблемы в стиле «Скажу маме, пусть проведет беседу с ребенком». Если бы так было, что в обществе не существовало бы полиции, службы ДПС, охранников, вахтеров и наблюдателей. Тогда можно было бы просто с детства прочитать Уголовный кодекс и все! Или вы думаете, что те, кто нарушает ПДД, это кому не рассказали о них? Или недостаточно серьезно пригрозили? Абсурд же) Так же и с детьми. Если вы думаете, что если у воспитателя в группе ребенок залезает на стол, это потому что мама дома не рассказала, что этого делать нельзя, я вас разочарую: это вам не поможет. Более того, возможно и так: дома он все соблюдает, а у вас нет, или наоборот, у вас будет все соблюдать, а дома нет. Это совершенно разные среды. Так что же будет изучать специалист?
— В каких условиях это происходит?

— Как именно проявляется непослушание?
— Что происходит после того, как оно началось и закончилось?

Именно это приведет специалиста к определению основных функций данного поведения. Зачем это все нужно? Разве нельзя просто ответить, если он плюется, то сделайте так, так и вот так, и все, он больше не будет этого делать?
Нет, нельзя)) Так как плеваться можно в случае, если бабушка не дала 48 конфету, а очень хотелось, поэтому внук плюнул в бабушку. А еще можно плюнуть, если совсем не хочется идти мыть руки, но высвободится не получается, плюнул в папу, а он от неожиданности руки расцепил…, а еще можно плюнуть в тетю и пока она охает и ахает, можно смеяться и убегать…, а еще можно плевать на вещи и размазывать.., а еще…, а еще… и таких вариантов массы и для каждого из них, будет свой путь коррекции. Так как если использовать только один рецепт на всех, то есть огромная вероятность, что:
а) непослушание прекратилось на время, а потом снова вернулось.
б) еще больше стал это делать
в) стал плеваться и еще шлепать рукой вдобавок
г) перестал так вести себя только с папой, остальные так и ходят оплеванные
д) пока не плевал больше, но отношения испортились, чувствую себя плохой мамой.

После такой аналитики происходит подбор методов. И тут еще интересней.
Методы могут быть проактивными, реактивными. Подходы совершенно разные и при этом могут варьироваться.
Для того, чтобы овладеть данными техниками, нужно пройти обучение или обратится за решением к профессиональному поведенческому аналитику.

Постарайтесь не забывать о том, что пример родителей очень важен для ребенка. Если вы учите его одному, а сами делаете противоположное, не стоит ждать от него выполнения ваших требований. Спросите себя показываете ли вы как поступить правильно? Помните об этом.

Это очень плотно пересекается с темой наказаний (психологических и физических):

  1. Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь на время приостанавливает его, наращивая для следующего раза его амплитуду. Это поведенческая ловушка. Родитель, который повысил голос, пригрозил наказанием или применил его видит, что истерика ребенка прекратилась, и не смотря на то, что внешне родитель так же измотан от этого конфликта, он получает подкрепление в виде прекращения неприятного инцидента с «непослушанием». Таким образом создается обманчивый эффект, что такое воспитание работает. Но через некоторое время все повторяется или возникает новое нежелательное поведение. Круг замкнулся.
  2. Наказания , которые затрагивают личность ребенка могут стать почвой для комплексов или страхов. Ребенок может усвоить, что инициатива наказуема, что выражать свои эмоции плохо, что любовь и уважение нужно заслужить. На ранних шагах их сложно распознать, но когда такие проблемы всплывают в более позднем возрасте, то как правило родители не сразу вспоминают благодаря каким ситуациям выросли такие «плоды».
  3. Ребенок, переживающий наказание не будет проводить самоанализ где был он «не прав», и как надо было поступить по другому. ЧТобы прийти к такому уровню анализа, необходимо как минимум научится контейнировать свое эмоциональное состояние (а об этом мы поговорим в следующей статье), а уже после приступать к анализу. Такой уровень доступен взрослому зрелому человеку (а между нами говоря, большая часть взрослых не умеет до сих пор), но точно не ребенку. Максимум, чего вы добьетесь это заглушение эмоций и вывод, что наказывать может только сильный слабого, взрослый младшего и т.п. И вот когда наступает подростковый возраст, и ребенок ровняется с вами ростом, происходит отсылка к этому и «здравствуй, подростковый кризис!».
  4. Человек, такое существо, который привыкает ко всему. И если в репертуаре родителя присутствуют частые наказания, то со временем они как будто теряют свой «эффект». Ребенок просто перестает реагировать и переживать по этому поводу. Так, к примеру, через долгое время угроз «отдать ребенка чужому дяде на улице из-за истерики», родитель замечает, что ребенку не страшно. И вот уже, грозный взгляд не работает, приходится смотреть грозно и кричать. А еще позже, надо и грозно смотреть, и кричать, и за руку теребить, а еще позже надо бы по попе пришлепнуть для вразумления и донесения маминых слов до сознания)), а дальше что? А далее наращивание амплитуды, которое ведет рано или поздно в тупик. Самое опасное состояние ребенка, это когда ему нечего терять. В таких семьях живет постоянное чувство тревоги у всех членов семьи, а оно вам надо?
  5. Когда ребенок ведет себя хорошо, это принимается как должное, но стоит сделать что-то не так, то тут надо обязательно провести лекцию о хорошем и плохом, и выставить наказание. А вот поведенческие принципы гласят о другом: чтобы обучить ребенка приемлемому поведению, необходимо подкреплять ( или поощрять) то, что вы хотите видеть вместо нежелательного проявления. Это значит, что если ваш ребенок привлекает ваше внимание истериками, хулиганством, то было бы здорово обращать на него внимание и хвалить в моменты, когда он ведет себя спокойно. Даже если этих моментов сейчас 10 процентов от всего времени бодрствования ребенка. Хорошее можно найти всегда.

Распространенные мнения о том, почему дети не слушаются:

  • недостаток родительского внимания
    Считается, что когда взрослые не замечают побед и достижений маленького члена семьи, не живут его жизнью и увлечениями, не играют с ним и не помогают учится, а также интерес с их стороны возникает, только если ребёнок в чём-то провинится: разбросает игрушки, устроит драку с братом. Со временем у малыша формируется неосознанная привычка – спровоцировать раздражение взрослых, чтобы получить недостающую дозу внимания.

    Так ли это? В этом есть истина, так как выше мы с вами обсуждали, что если внимание уделяется по большей части в негативном ключе, то ребенок привыкает получать его через такой инструмент. Существуют доказательные методы, помогающие скорректировать данное проявление, о них я подробно рассказываю на своих тренингах. Безусловно, чтобы их применить нужно будет изменить и свои привычки, но ведь дети — большая ценность в жизни взрослых, и изменяться в лучшую сторону ради этой ценности будет благим делом.
  • самоутверждение
    Здесь бытует мнение, что первые попытки испытать свою власть над родителями появляются уже в двухлетнем возрасте висе зависит от правильной реакции: если мама поддалась на крики и требования малыша, этот номер он будет повторять снова и снова. Так, со временем, ребёнок станет жёстким манипулятором, который от слёз и истерик может перейти к более опасным угрозам. Рекомендуют по большей части не втягиваться в эту игру, кричать, уговаривать и грозить наказаниями. Лучше отойти и  замолчать, а когда наступит тишина, спокойно обо всём поговорить.

    Обсудим эту версию? Исходя из исследований, самое любимая мотивационная ценность у любого человека — когда все происходит так, как хочет сам человек. Идеально, не правда ли?) По мере взросления, желания возрастают и, конечно, ребенок будет настаивать на своих интересах. Требования возрастают и возникает конфликт интересов: он хочет 28 мультфильм за день, а мама говорит, что будут «болеть глазки». Как правило, это не аргумент) А что если мы говорим о детях, которые вообще не понимают речь? Тогда это превращается в катастрофу: ежедневные истерики, слезы и раздраженные родители. В поведенческом анализе существует для этого 7-ми шаговый рецепт: «руководящий контроль», или простыми словами волшебный рецепт сотрудничества, следуя которому шаг за шагом, можно добиться потрясающего взаимодействия даже с ребенком, который не понимает еще ни слова, даже с ребенком с особенностями в развитии, даже с ребенком, который так себя ведет годами. Я вам больше скажу, мы испробовали эту систему даже со взрослыми — работает всегда.
  • месть за обиды
    «Художника, каждый обидеть может». В данном мнении считается, что достаточно отмахнуться от его прекрасного непонятного лепета, грубо отказать в покупке понравившейся игрушки, не угостить моющим средством из красивого флакона и, вуаля, ребенок затаил обиду. Конечно, на это были причины, но, дети не размышляют аналитически, ими движет желание.

    С этим я не совсем согласна. Запомните, нет такой функции поведение «на зло». Обида — это эмоция, которую необходимо научится контейнировать, оч ем я также рассказываю на тренинге, однако до нее произошло нечто большее. Это не принятие отказа. Отсутсвие толерантности к отказу, которое пока не сформировано у ребенка. А вот обида, это просто следствие. Если вы будете следовать за ребенком из позиции «главное, чтобы не обиделся» то это приведет к провалу.
  • отсутствие мотивации в выполнении требований
    Нельзя раздавать приказы и ждать безоговорочного подчинения. Вы не в казарме, а у себя дома, с собственным ребёнком. Любое требование должно иметь логическое объяснение: «Убери игрушки, чтобы освободить место для новых игр» или «Ложись спать, чтобы набраться сил для завтрашней прогулки». Когда малыш увидит пользу для себя, отказов станет меньше, а при правильном подходе они исчезнут совсем.

    А тут я соглашусь полностью с небольшим дополнением, что, для деток с особенностями в развитии, такие длинные объяснения не помогут. Я довольно быстро обучаю родителей наших маленьких клиентов, как давать инструкции, чтобы они были понятны. Здесь важно упомянуть другое: у каждого из нас, за каждым поступком стоит своя мотивация. И даже если вы мне скажете, что в каком то из них «не было никакой мотивации, это бескорыстный поступок» — она уже там есть, и вы только что ее озвучили. Так почему же ваш ребенок должен выполнять что либо, потому что НАДО? Кому надо? Вам? Никто из нас не будет счастлив, проживая свою жизнь из позиции «надо». Если вы так приучите жить своего ребенка, то пожалуйста, когда он вырастет, не задавайтесь вопросом, почему он такой безинициативный и не может определится чего хочет?
  • большое количество запретов
    Мнение: Во всём нужна мера. Ограничения ради ограничений неизбежно вызовут бунт. Сын или дочь перестанут слушаться, чтобы хоть как-то продемонстрировать свою свободу и доказать всем, что они – личности.

    Исходя из научных данных и ощущения успешности, я бы сказала так: запретов должно быть меньше. И только на то, что жизненно опасно или вредно. Все остальные запреты могут создавать дополнительные установки, мешающие комфортной жизни. Если в общении с ребенком на все «нельзя», то рано или поздно оно будет нарушено, и когда ребенок поймет, что то, что было «нельзя» оказывается еще и очень весело, то в этот самый момент смысл слова обесценивается и теряет свою весомость. Восполнить это будет невероятно сложно. А что будет, когда действительно будет «нельзя»?
  • вседозволенность
    Мнение: Обратная сторона медали, когда запретов и требований нет вообще. Позволяя ребёнку многое и не требуя ничего взамен, вы взращиваете избалованность. Вряд ли это поможет ему в будущей жизни.

    Не люблю слово «избалованность» так как его смысл последнее поколение искажено. Однако соглашусь, что и эта крайность не принесет пользы. Ребенок — это маленькая личность, за которую мы, взрослые, пока несем ответственность. Ребенку необходимы разумные границы для ощущения безопасности, защиты. Не стискивающие и мешающие жизнь, а разумные. Вы же не раскидаете по дому опасные вещества, лекарства и технику с утверждением «пусть сам познает границы дозволенного»? так почему же в других ситуациях мы снимаем это правило?
  • отсутствие последовательности и принципиальности
    Мнение: У каждого члена семьи есть свои обязанности. У детей они минимальны, но должны неукоснительно соблюдаться. Не убирайте за малышами игрушки (даже иногда), не собирайте школьный ранец, не мойте детские тарелки после обеда. Если вы что-нибудь запрещаете, идите до конца и не поддавайтесь на уговоры.

    Внесу свое дополнение: не бросайте свои слова на ветер. Вам нужно доверять. Если уж сказали, что это твои вещи и только ты за них ответственен, тогда действительно, пусть убирает игрушки сам. Если уж запретили залезать на стол, то следите, чтобы это правило не нарушали. (не наказанием и угрозами), а тем, что если кто-то попробует это сделать, то просто не сможет. Вы снимете малыша со стола, сколько бы раз он не попытался туда залезть. На 30-40 раз он перестанет пытаться, так как ни одна попытка не принесла результата.
  • разногласие в методах воспитания
    Мнение: когда мама и папа устанавливают разные требования, жди беды. Метание между двух огней в лучшем случае приведет к непослушанию, в худшем – к нервному срыву. Категорически недопустимо спорить в присутствии ребёнка, выясняя, что позволено, а что нет.

    В поведенческом анализе есть такое понятие как поведенческий контраст. Это когда в одних условиях ребенок ведет себя одним образом, в других совершенно по другому. Но если эти условия соединить, ребенку не позавидуешь. Как вести себя когда папа реагирует одним образом, а мама другим? Кого слушать? Для благополучного воспитания нужно достигнуть договоренности между родителями. Если вы с собой не способны договорится, чего вы хотите от ребенка?
  • изменения в семье
    Появление новорождённого, развод – эти события ребята переживают очень остро. В первом случае они испытывают ревность, а во втором – чувствуют брошенность, ненужность. Также негативно могут повлиять переезд, смена садика или школы.

    Сначала надень маску на себя, потом на ребенка. В этом большая истина. В мире ребенка не всегда должны быть «радуги и единороги», важнее состояние и поддержка родителей. поэтому в критические ситуации заботьтесь о своем моральном состоянии и приготовьтесь отнестись с пониманием к «кризисному» состоянию ребенка. Скорее всего вам понадобится анализ функци поведения малыша и план коррекции.

Полезные рекомендации

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. «нельзя» должно быть только для того, что нельзя никогда. Для остального есть временное нет: «сначала- потом», «в другой раз», «не сейчас».
  2. Изучите систему 7ми шагового руководящего контроля, приходите на тренинг. Сотрудничество лучше выстраивать с раннего детства, тогда к подростковому возрасту уже не будет типичных проблем.
  3. Перед тем как давать инструкции вашему чаду, убедитесь что он обратил на вас внимание. Банальное правило «спустится на уровень глаз ребенка» чаще всего работает. Отучитесь озвучивать требования криком. Вас перестанут слушать, когда вы говорите спокойно.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Дайте инструкцию 1 раз и окажите подсказку ребенку, чтобы он справился с ней, после чего похвалите или даже поощрите чем то. Так вы обучаете ребенка понимать вас с первого раза.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, подумайте, какая мотивация у детей выполнить вашу просьбу.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми время, а если ребенок не говорит, то игрой или хотя бы нахождением рядом. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость. Умейте принимать его «нет».
  10. Проявляйте искренний интерес. Возможно, его любимые игрушки не так банальны и бесполезны, а музыка достаточно мелодична. Ведь то, что нравится вам, не обязательно должно нравится ему.


Я провожу семинары и тренинги долгое время, где рассказываю о том, как собирать данные, как анализировать, какие методы существуют для решения той или иной проблемы и все это простым языком, понятным для моих коллег из смежных профессий: психологов, логопедов, воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, а также родителей, которые не менее виртуозно овладевают подходом. И оказывается, что ребенок ничего не делает «назло», и кричать не надо, ведь истинная причина в другом.

Ближайший 2х дневный семинар-тренинг пройдет в г. Югорск в сентябре.
Для организации тренинга в других городах звоните или пишите whats app  +7 926 422 86 28


Адреса центров:

Наши центры находятся в Москве, Одинцово и Голицыно:
1. В живописном месте под названием Летний отдых в Голицыно, Звенигородская 41, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Благоприятное окружение является огромным плюсом для ребенка, которому необходима терапия.

2. Второй центр находится в г. Одинцово, Кленовая улица 1, рядом со станцией Пионерская

3. Центр в Москве находится в 20 минутах пешком от станции Кунцевская (4 выход, 11, БКЛ) или в 9 минутах на автобусах 610, 190, 45 или 612 до остановки улица Багрицкого. Адрес центра Можайское шоссе, дом 10.


Цена и стоимость развивающих занятий в центре поведенческой коррекции и развития речи Султанны

  • первичная консультация специалиста (длится 1 час) – 3500-4000;
  • 1 занятие в центре (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, коррекция поведения «по Хенли» и др. ) – 1900-3000;
  • Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS  и написание программы развития  – проводится в рамках занятий;
  • Тестирование сенсомоторики и написание программы по развитию сенсорных сфер – проводится в рамках занятий;
  • Интенсивные курсы от 40 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – индивидуальный расчет.

Консультация по телефону с поведенческим аналитиком (BCBA) и куратором поведенческих программ MBP с высшим логопедическим образованием 20 минут — бесплатно. Звоните +7 926 422-86-28 и пишите в WhatsApp!


Вас может заинтересовать: