Истерика у ребенка

23 Окт

У многих родителей существует желание иметь малыша, который не истерит, хорошо себя ведет, спокойно выражает свои эмоции, соглашается с решениями родителя, никогда не спорит, улыбается и радуется! Тогда родителю не пришлось бы сейчас читать эту статью и искать в нем план действий усмирения своего маленького или не очень чада)

Как же так получается, что счастливый малыш, которого окружают любящие и заботливые родители, порой проявляет такие капризы, что бабушки с испугу задумываются не вселился ли “бес” в малыша?)) Сейчас это может звучать смешно, но в моем опыте таких семей не мало, ведь когда это происходит ежедневно, и родители уже использовали весь арсенал наказаний и нравоучений, то задумываются и о таком. Они пробовали объяснять, наказывать, кричать, игнорировать, давать право выбора, отвлекать, обнимать и успокаивать, идти на поводу, но в конечном итоге все это не работало. Дело в том, что в решении этой проблемы множество деталей, которые можно, наверное раскрыть в одной объёмной книге, а может даже в нескольких. Но чтоб ваши руки не опускались, мы попробуем хотя-бы частично раскрыть некоторые детали. 

Распознавание эмоций


Допустим ситуацию: ребенок кричит, и первое желание у матери – устранить крик. В этот момент важно не реагировать моментально, пытаясь устранить крик, а попытаться понять причину. Каждый родитель должен знать, что далеко не всегда ребенок может самостоятельно распознать свои эмоции и чувства, в силу возрастных ограничений зрелости мозга, тем более, если у вас есть подозрения, что ваш ребенок отстает в развитии. А для того, чтобы управлять своими эмоциями, нужно сначала научиться их распознавать. Нормотипичный ребенок учится распознавать свои эмоции в более зрелом возрасте, и это тоже навык, а малыш с задержкой в развитии, осваивает это еще позже. Плюс важная деталь, так уж сложилось, что мы росли в среде, в которой проявление эмоций расценивалось как плохое поведение. До сих пор на улице встречаются бабушки пугающие детей сдать дяде милиционеру, когда ребёнок ведёт себя не так как нужно. Главное чтоб ребёнок был послушный остальное, эмоции, желания, второстепенно. В связи с этим отношением к таким проявлениям как крик, плач, истерика в нашем обществе до сих пор табуировано. 

Для начала необходимо разграничить проявление эмоций и проявление неприемлемых форм поведения:

  • Рассмотрим случай, у ребенка важная игра, а тут вы приходите со своим решением позаниматься, ребенок кричит и бьется и даже дерётся. Вы от него отстаете со своими идеями и в этом случае вероятность того, что вы подкрепили поведение биться, кричать и драться усилилось.
  •  Иная ситуация: вы пришли вместе в магазин после прогулки. Ребёнок захотел шоколадное яйцо, вы конечно попытались привести доводы о том, что будет болеть живот или зубы, но ребенок уже валяется на полу или скидывает продукты с полок. Возможно окружающие осуждающе оценили плохое воспитание, и вы приняли решение купить шоколадку, чтобы не позорится. Так же в этом случае скорее всего вы подкрепили поведение. Возможно, вы возмутитесь: А что делать то? Терпение! Читайте дальше. 
  • Третий пример: ваша мама жалуется, что внук укусил ее за руку (ударил, плюнул, толкнул – подставьте свой вариант), когда она разговаривала с соседкой по телефону. Он сделал это внезапно, захихикал и убежал в комнату. Соседке стало неудобно, они попрощались, и бабушка пошла за внуком, чтобы провести с ним беседу о том, как нехорошо он себя повел.

Функции поведения

 Из этих трех примеров следует, что истерики ребенка могут иметь несколько причин, то есть функций. Либо он чего-то хочет и это получает через крик, потому что по-другому не умеет и в прошлом это сработало, либо он чего-то НЕ хочет, и не может донести до вас обычным способом, либо он привлекает к себе внимание таким образом, как третий вариант. Стоит понимать, что за каждым поведением существует 4 функции и умение различать эти функции и работать с ними является обязательным навыком хорошего поведенческого аналитика. Четвертую функцию здесь не затрагиваем, так как в данной теме это маловероятно. Такие проблемы для специалиста прикладного анализа поведения достаточно просты, но каждая ситуация как и ребёнок требуют индивидуального включения и сбора данных по ситуации. 

Порой из-за часто возникающих кризисных ситуаций папа или мама малыша ведут его к врачу, чаще к неврологу, ему назначают какое-либо лекарство, и ребенок вроде бы становится спокойнее. Конечно, он так и продолжает плакать в привычных ситуациях, но уже реже и не так сильно: уже не замахивается руками, не бьется головой об пол, не толкает ногами, нет быстрой смены настроения, да и в целом эпизоды стали реже, но нужно понимать что ситуации когда органические проблемы действительно влияют на поведение ребёнка достаточно редки и это видно. Это когда ребёнок сидел весёлый и внезапно начал плакать. Среда не изменилась, но поведение другое. А если во всех случаях предоставлять медикаментозное лечение, то это выливается во временное приглушение общего физического и эмоционального возбуждения центральной нервной системы. И когда родителям надоест кормить ребенка таблетками, то вся амплитуда гнева и агрессии вернется с большей силой. Почему? Потому что ребенок подрос, интересов стало еще больше, требования возросли, а в период приема лекарства он так и не тренировался выражать и справляться со своими чувствами и эмоциями. Не тренировался использовать альтернативные способы просить желаемое, или спокойно отказываться от непривлекательной для него деятельности. Он до сих пор этого не умеет. А значит психологически за это время он не вырос.  В итоге, в ближайшем будущем все равно предстоит обучить этому своего ребенка, так может начать это раньше?
Следует оговорить, что выше описанное не означает вовсе не принимать никаких средств! Лечение остается актуальным для сопутствующих расстройств и болезней, здесь же речь шла о тех ситуациях, когда с помощью лекарств пытаются скорректировать поведение, зависящее от внешних стимулов (среды), а не внутренних (внутри организма).

Альтернативой приступам гнева является выражение своих потребностей приемлемым образом: речью, если она сформированна, либо альтернативной коммуникацией, которую мы часто используем с невербальными детьми. Уже на этом этапе истерики могут начать уменьшаться, так как если ребёнок не умеет словами донести до вас желаемое, он это будет делать другими способами, и не всегда для вас приятными.

Это один из способов решить проблему методом который использует специалист поведенческого анализа для коррекции нежелательного поведения. Это значит, что если ребенок испытывает жгучее желание получить что либо, и привык требовать это истерикой, то необходимо обучить его другой форме общения, той, которая будет приемлемой. Если же это осуществить невозможно, то взрослому стоит озвучить не боясь неприятное для ребенка слово «НЕТ», и быть готовым к тому, что это возможно вызовет слезы и огорчение у ребенка. В этом случае оставаться спокойным, быть рядом и позволять ребёнку расстраиваться. Это нормальное выражение эмоций любого человека. Расстраиваться — это нормально, а вот обижать близкого, когда расстроен нет! 

Слезы — это возможность  сбросить напряжение, выразить эмоции. Контролировать их невозможно, это большая нагрузка для нервной системы. Вы можете даже обнять ребенка, но при этом чувствуйте границу, так как возможно ребёнок будет еще и привлекать к себе внимание таким способом. Вы можете посочувствовать, но не давать то, что уже запретили. Ваше слово должно быть твердым а вы последовательными. 

Последствия

Дать желаемое после того, как ребенок закатил истерику, значит подкрепить это поведение, образовалась нейронная связь в виде реакции. Такая политика приведет к тому, что это будет повторяться снова и снова, он будет добиваться своего таким же образом.
Помните, что выражать эмоции, не нарушая границы другого – это нормально! Вы можете выставлять запреты для ребенка для его же безопасности, но он не обязан понимать их суть в таком возрасте. Ребёнок может бунтовать, переживать и сопротивляться, ваша позиция должна быть стойкой: «ты можешь расстраиваться, я тебя понимаю, но мое решение не изменится, это делать нельзя, либо это я не могу тебе дать». И уж, конечно, не стоит применять наказания за слезы и негодование. Так вы только учите ребенка решать проблемы силой. 

Так же к альтернативным способам выражения будет умение ребенком говорить «не хочу» вместо падания на пол и битья головой о пол. Здесь очень важна реакция взрослого: если это ситуация, в которой действительно можно принять отказ ребенка, чтобы подкрепить такую зрелую спокойную реакцию, то лучше это сделать. Ребенок не должен как раб постоянно подчиняться взрослым, уважительный режим взаимодействия должен быть как в одну сторону, так и в другую. Сегодня вы сформировали навык спокойно выражать недовольство, завтра сформируете спокойно реагировать на отказ в покупке. 

Мы могли бы разобрать тему о влиянии состояния родителей на плач ребенка как одну из причин, но это будет отдельная тема, которую требуется раскрывать. Наверняка у вас были случаи, когда вы замечали, что вы находитесь в раздраженном состоянии и ребенок в такие моменты часто проявляет истерики. Мы как-то разбирали эту тему на нашем онлайн обучении для родителей, которое в итоге закрыли из-за большой нагрузки работы с детьми в наших центрах. Если в двух словах, семья это система, в которой невербально может считываться состояние участников этой системы.

Если вы при воспитании ребенка не позволяете ему выражать свои эмоции, то в будущем это будет выражаться на здоровье ребенка. Распространённой ошибкой является устанавливать ребенку правила как себя вести нельзя, надеясь, что в критической ситуации он об этом вспомнит, не осознавая, что соблюдение правил формируется у ребенка как навык в более позднем возрасте, наряду с распознаванием своих эмоций, желаний и чувств и соблюдение договоренностей.

Время от времени к нам на консультацию попадают дети с возбужденной нервной системой. Тело у таких детей чаще находится в повышенном тонусе, дыхание сбитое, не равномерное. Собирая анамнез и данные о взаимоотношениях в семье, мы не раз сталкивались с семьями, в которых не позволительно проявлять эмоции. Родители не всегда осознают важность быть контейнером для ребёнка. Стеной преткновения мог быть страх родителя видеть слезы ребенка, опасение, что это навредит его психике, или установки, что «счастливые дети не плачут». 

В таких семьях родитель чаще потакает ребенку, или в ситуации истерики старается стразу отвлечь его. Этот способ, хоть и кажется безобидным, но так же является одним из вариантов заглушить негативные эмоции, запихнуть их поглубже. Оборотной стороной мог быть запрет на проявление эмоций под разными предлогами: «мальчики не плачут», «такая ерунда», «прекрати, нельзя плакать». Часто это происходит по той причине, что родитель не смог разграничить поведение от эмоций. 

Для того, чтобы справиться с истерикой ребенка важно понимать, что от того как вы будете реагировать на эти проявления ребенка, будет зависеть частота истерик в будущем, а также скорость успокоения ребенка в следующих кризисных ситуациях.
Допустим из года в год ребенок у мамы истерикой получает то, что хочет, получается это просто способ получить желаемое. Такая форма коммуникации переходит в привычку, и если не обучать ребенка альтернативным способа общения, а также предоставлять ошибочные подкрепляющие последствия, то нежелательное поведение никуда не исчезнет, а наоборот закрепится. А с годами может усложниться в силу роста ребёнка и невозможности уже физическим превосходством решить проблему. 
Мы затронули достаточно простые примеры, но нужно понимать что каждая ситуация индивидуальна и требует сбора данных по конкретной ситуации и конкретному ребёнку. Универсальных решений не бывает, по крайней мере мы в нашем центре подходим к этому вопросу таким образом. Если вы попробовали использовать наши советы но не получили результат, то скорее всего это связано с деталями, которые невозможно описать в одной статье, так как ABA (прикладной анализ поведения) это объёмная наука. Как бы не было, мы открыты и если вам нужна помощь или консультация вы можете обратиться к нам.

Адреса:

Мы находимся:
1. В живописном месте под названием Летний отдых в Голицыно, Звенигородская 41, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Благоприятное окружение является огромным плюсом для ребенка, которому необходима терапия.

2. г. Одинцово, Кленовая улица 1, рядом со станцией Пионерская

3. В Москве находимся в 20 минутах пешком от станции Кунцевская (4 выход, 11, БКЛ) или в 9 минутах на автобусах 610, 190, 45 или 612 до остановки улица Багрицкого. Адрес: Можайское шоссе, дом 10.


Цена и стоимость развивающих занятий

  • первичная консультация специалиста (длится 1 час) – 3500-4000;
  • 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, коррекция поведения «по Хенли» и др. ) – 1900-3000;
  • Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS  и написание программы развития  – проводится в рамках занятий;
  • Тестирование сенсомоторики и написание программы по развитию сенсорных сфер – проводится в рамках занятий;
  • Интенсивные курсы от 40 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – индивидуальный расчет.

Консультация по телефону с поведенческим аналитиком (BCBA) и куратором поведенческих программ MBP с высшим логопедическим образованием 20 минут — бесплатно. Звоните +7 926 422-86-28 и пишите в WhatsApp!


Вас может заинтересовать: