Система альтернативной коммуникации с помощью карточек pecs

Дети с аутизмом требуют постоянной поддержки взрослых, и родители способны эффективно адаптировать ребенка в социум. Но этого мало. Особым малышам, нужна специализированная помощь. Они не умеют общаться с окружающими, просить о чем-то, делиться впечатлениями и т.п.

Альтернативная система коммуникации pecs предлагает удобный способ коммуникации, доступный аутичному ребенку. Он может подойти к партнеру и доступным способом изложить свою просьбу собеседнику, чтобы получить желаемый результат.

Что представляет собой система карточек pecs

ПЕКС  – это Коммуникационная Система Обмена Изображениями, где для общения используют картинки (карточки pecs). Такой вид обучения понятен аутичным детям с речевыми и коммуникационными проблемами. Он эффективен и для пациентов с остальными невербальными болезнями – ЗПР, ДЦП, глухотой и др.

Первую версию программы разработал доктор АВА Э. Бонди совместно с логопедом Л. Фрост еще в конце 80-х. С тех пор она все время совершенствуется и приспосабливается к людям разных возрастов.

Альтернативная система коммуникации pecs (в частности карточки) используется одновременно с общим речевым развитием. Она не только обучает выражению мыслей, но и показывает, как совершить какое-либо действие (войти в другое помещение, подойти к незнакомцу для контакта и т.д.) и начать общение.

Какие преимущества имеют карточки pecs для детей с аутизмом?

Как правило, такое обучение эффективно и позволяет развивать вербальные возможности детей с проблемами общения.

Главная цель системы – побудить ребенка к совершению активных действий:

  • найти необходимую картинку;
  • привлечь внимание партнера;
  • обменять карточку на нужный предмет.

Индивидуальный подбор картинок для каждого ребенка  создает максимально наглядную коммуникацию, не сводя общение к простейшим просьбам и визуализации объектов. Поскольку дети с РАС не понимают смысла самого контакта, цель специалиста – сделать этот процесс осознанным.

Важные плюсы системы pecs  для детей с аутизмом:

  • наглядная коммуникация (прямая передача картинок делает общение предметным и привлекает собеседника);
  • снижение неправильного поведения (чем больше навыков коммуникаций, тем меньше необдуманных поступков);
  • самостоятельное общение (ребенок учится инициировать контакт, выражать мнение или потребность);
  • усвоение устной речи (развитие коммуникабельности повышает возможности словесного общения у ребенка с аутизмом, имеющего «недостаток словарного запаса»);
  • высокая эффективность, которую показала альтернативная коммуникацияарточки pecs), была отмечена в докладе  Национального центра профразвития (США) об обучении людей с аутичными симптомами, представленном  в 2014 г.

Специалисты, практикующие в данной сфере, признали  метод PECS лучшим среди программ развития способностей к общению у детей с аутизмом.

Методика PECS

В нее входят несколько этапов обучения и способы введения в речь предметных свойств (цвета, размеры и др.).

  • понятие о способе взаимодействия (ребенок изучает базовое общение);
  • повышение дистанции между собеседниками (развивает самостоятельность ученика);
  • дифференцирование изображений (способность разделять картинки и выбирать необходимые из нескольких);
  • создание понятных предложений с карточками pecs (нужно закончить письменную фразу «я хочу» картинкой с желаемым изображением);
  • ответы карточками на вопрос «чего ты хочешь?»;
  • комментарии для разных ситуаций (ответы на вопросы «что ты видишь?», «то в тарелке?» и т.п.).

Все названные способы базируются на изучении вербального поведения и типов речевых коммуникаций.

Что изображают карточки pecs?

Главным образом, это предметы или действия, которые нравятся ребенку, которые являются для него мотивационными. Обучающие картинки ПЕКС показывают действия, предметы и даже их свойства. Это могут быть фото и графические рисунки в цветном и черно-белом исполнении. Под каждой из них есть текстовая надпись.

Обычно обучение проводит сертифицированный специалист по PECS, чаще всего это АВА-терапист, но все чаще данной системой овладевают и логопеды, дефектологи или коррекционные педагоги, другими словами специалисты, способные определить навыки ребенка и подобрать подход, а также имеющие сертификацию по данному методу. У системы PECS 6 этапов.
На первом этапе ребенок обучается самому принципу обмена информации.
На втором обучается быть настойчивым в своих просьбах и уметь убеждаться, что его заметили и “услышали”.
На третьем этапе ребенок обучается дифференцировать карточки. Ведь каждая из них относится к разными предметам и действиям.
На четвертом ребенок уже сможет общаться фразой
На пятом этапе сможет расширить фразу и научится отвечать на вопросы
На шестом этапе ребенок учится спонтанно комментировать события и действия вокруг.

Необходимые картинки, так называемые «пексы», можно сделать самому или купить готовые наборы для разных стадий обучения.

Кому подходит обучение PECS?

Методика с помощью карточек pecs не ограничена по возрасту и может эффективно применяется для детей и взрослых с когнитивными расстройствами.

Сам метод Picture Exchange Communication System (карточки pecs) разработан в основном для «невербальной» категории. Однако он отлично подойдет для обучения деток со скудной лексикой и нечленораздельной речью.


Адреса:

Мы находимся в Москве, Одинцово и Голицыно:
1. В живописном месте под названием Летний отдых в Голицыно, Звенигородская 41, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Благоприятное окружение является огромным плюсом для ребенка, которому необходима ABA терапия.

2. г. Одинцово, Кленовая улица 1, рядом со станцией Пионерская

3. В Москве находимся в 20 минутах пешком от станции Кунцевская (4 выход, 11, БКЛ) или в 9 минутах на автобусах 610, 190, 45 или 612 до остановки улица Багрицкого. Адрес: Можайское шоссе, дом 10.


Цена и стоимость развивающих занятий в центре «Султанна»

  • первичная консультация поведенческого аналитика (длится 45-60 мин) – 4000;
  • 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК и др. ) – 2000-2200;
  • Тестирование навыков VB-MAPP или ABLLS-R  и написание программы развития  – проводится в рамках занятий;
  • Тестирование сенсомоторных навыков и написание программы по развитию сенсорных сфер – проводится в рамках занятий;
  • Интенсивные курсы по 30 часов в неделю (плюс тесты и план, проживание) – индивидуальный расчет.

Почитать подробнее о PECS, об этапах, основных мифах и ошибках вы можете в моем телеграмм канале:


Возможно Вас заинтересует: