Алалия у детей – виды и признаки

21 Авг

Алалия у детей – виды и признаки

Алалия – это отсутствие стандартной речи, которое может быть и полным, и частичным. Малыш, как правило, молчит или лепечет на «птичьем» языке. При этом у него нормальный слух и интеллект. Лексика таких детей скудна или состоит из звуков, они искажают слова, меняют слоги, даже заикаются.

Причины задержки речевого развития у детей

В логопедии данная болезнь встречается нечасто и называется ОНР (в расшифровке – общее недоразвитие речи). В прошлом, этим страдало не более 1% детей дошкольного возраста, в последнее десятилетие их процент вырос, причем у мальчиков алалия бывает вдвое чаще.

Причиной патологии, предположительно,  считают органическое поражение речевых центров в коре головного мозга. Их два – центр Вернике и зона Брока. Первый позволяет распознавать устную и письменную речь, второй – произносить слова.

Причины повреждения этих участков мозга  подразделяют на три группы по времени возникновения:

  • беременность (токсикоз, внутриутробные инфекции, гипоксия плода, наличие у матери определенных заболеваний, дурные привычки и др.);
  • роды (затяжные, стремительные, преждевременные, недоношенность или асфиксия у плода, родовые травмы и т.д.);
  • ранний период развития (истощение ЦНС после болезни, ЧМТ, хронические патологии, наркоз, скудность речевых контактов и др.).

Как правило, для появления алалии одной причины мало, её вызывает целый комплекс факторов. Ученые утверждают, что проблема может быть наследственной. Для этой категории больных есть специализированные центры, где  проводят обучение детей с задержками развития.

Известны три формы заболевания:

  • сенсорная (или импрессивная);
  • моторная (или экспрессивная);
  • смешанная алалия (та или другая в зависимости от преобладания симптомов).

Сенсорная алалия у детей

Ребенок с данной патологией отлично слышит, но не воспринимает человеческую речь. Для него  все звуки – просто шум. Главный признак сенсорной алалии – неразборчивая звонкая речь, иначе именуемая «логорея» («словесный салат»). При этом отмечается перестановка слогов, замена букв, искаженное ударение гласных, бессмысленное повторение фраз или слов (эхолалия). 

Малыш не может повторить сказанное взрослым, т.к. не понимает что это. Он может осознать отдельные слова. Если мама говорит ему «иди кушать», накладывая пищу за столом, он не поймет этой фразы, будучи в гостях. Или на улице, когда его зовут в кафе. Ребенок не увязывает слова с явлениями и предметами.

Такая форма болезни встречается гораздо реже остальных видов алалии. Зато её сложнее корректировать, поскольку пациент не понимает человеческую  речь. Работа с детьми с задержкой развития процесс упорный и довольно сложный. Они не могут управлять своим вниманием, эмоциями и поступками. Такие дети импульсивны, вспыльчивы и быстро устают. Они избегают общения со всеми, не понимая слов и действий. Некоторых раздражают звуки (гиперакузия).

Моторная алалия у детей

Такой ребенок отлично слышит и воспринимает звуки речи. Но он с трудом произносит слова из-за нарушенного центра Брока, а первые звуки издает лишь к 3-4 годам. Дети, не говорящие совсем, –большая редкость.

Экспрессивный алалик сопровождает фразы жестами, путает слоги («мала», вместо «мама»), меняет буквы (например, «корабрик» вместо «кораблик»). Часто вставляет лишние звуки, что вызывает заикание.

Детям с данной патологией трудно воспринимать приставки, окончания, местоимения, союзы и предлоги. Они их просто пропускают, так же как и глаголы, прилагательные, наречия. Им не понятно, чем отличается «мяч» от слова «мячи».

Сложность вызывают и «двусторонние» фразы. Например, «кофта мамы» – это понятно , вещь принадлежит человеку и «кошка мамы» (здесь – сложнее, т.к. у каждой кошки своя мама).

Занятия с детьми с диагнозом «моторная алалия» проводят специалисты и довольно эффективно даже когда аутизм у ребенка в три года. Эти пациенты часто имеют отклонения неврологического плана: не координированы, неуклюжи, плохо двигаются. У них страдает моторика пальцев по части пуговиц, шнурков и мелких предметов, которую все время нужно развивать.

Одни алалики пассивны, другая часть – гиперактивны. Все они быстро утомляются, им трудно много думать и запоминать. Но, если у ребенка не страдает интеллект, все это можно корректировать путем логопедической работы с детьми с алалией

Для третьей, смешанной формы болезни характерны проблемы с осмыслением и речью.  Это может быть мотосенсорная либо сенсомоторная алалия в зависимости от преобладания симптомов.

Как помочь ребенку с алалией?

В этом поможет развивающая программа для детей с аутизмом. С учетом вида и тяжести патологии специалист назначает эффективный курс коррекции, который должен быть только комплексным. В него входят:

  • психологическая помощь;
  • логопедическая работа с ребенком с алалией;
  • поведенческая терапия (АВА терапия ЮЗАО в Москве, Одинцово, ЦАО, ЮАО и др. округах)
  • в редких случаях медикаменты и физиопроцедуры (водолечение, ИРТ, рефлексо- и магнитотерапия).

Диета назначается индивидуально врачом. Необходимо укреплять иммунитет, пить витамины по назначению врача.

Коррекция детской алалии

Обычно пациенты с нарушениями речи не посещают общеобразовательные школы и рядовые детские сады. Для них есть специализированные центры коррекции и дошкольные учреждения, где проходят занятия с детьми с задержками в развитии. Работа должна быть систематичной и решать все проблемы одновременно. И хотя дети с алалией довольно социальны, они могут испытывать некоторое затруднение во взаимодействии со сверстниками.

При экспрессивной алалии создают пассивный словарный запас, вырабатывают правильное произношение и связный лексикон. Кроме этого ребенок выполняет упражнения из логоритмики и получает логопедический массаж.

Занятия с детьми по сенсорной алалии ведутся по-другому. Вначале формируют восприятие звуков, учат различать их принадлежность (речевые, неречевые), осознавать  голосовую речь, строить грамматические формы,  сопоставлять значения слов и расширять словарный запас. А когда восприятие речи перейдет на более высокий уровень и речевое развитие детей с аутизмом повысится, то собственная лексика быстро улучшится.

И помните, что детская алалия – не приговор. Своевременная коррекция позволит вашему ребенку стать полноценным членом общества, где он заявит о себе, и будет понимать ответы окружения. Хотите узнать как проходит Aba терапия для аутистов в инклюзивном центре «на АБАрдаж»? Посмотрите материал обучение и aba терапия.


Адреса:

Мы находимся:
1. В живописном месте под названием Летний отдых в Голицыно, Звенигородская 41, недалеко от усадьбы Пушкина и парка Захарово в уютном домике. Благоприятное окружение является огромным плюсом для ребенка, которому необходима терапия.

2. г. Одинцово, Кленовая улица 1, рядом со станцией Пионерская

3. В Москве находимся в 20 минутах пешком от станции Кунцевская (4 выход, 11, БКЛ) или в 9 минутах на автобусах 610, 190, 45 или 612 до остановки улица Багрицкого. Адрес: Можайское шоссе, дом 10.


Цена и стоимость развивающих занятий

  • первичная консультация специалиста (длится 1 час) – 3500-4000;
  • 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, коррекция поведения «по Хенли» и др. ) – 1900-3000;
  • Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS  и написание программы развития  – проводится в рамках занятий;
  • Тестирование сенсомоторики и написание программы по развитию сенсорных сфер – проводится в рамках занятий;
  • Интенсивные курсы от 40 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – индивидуальный расчет.

Консультация по телефону с поведенческим аналитиком (BCBA) и куратором поведенческих программ MBP с высшим логопедическим образованием 20 минут — бесплатно. Звоните +7 926 422-86-28 и пишите в WhatsApp!


Вас может заинтересовать: