Денверская модель раннего вмешательства при аутизме (ESDM)
Последний год все чаще в назначениях от психиатров, неврологов для детей с расстройством аутистического спектра (РАС), задержкой психо-речевого развития (ЗПРР), а также другими диагнозами: расстройством эмоционально-волевой сферы, аутистическими чертами, поведенческими расстройствами, нарушениями социального взаимодействия и др., можно видеть формулировку «занятия по Денверской Модели». Радует, что подобная тенденция увеличивается и родители, не теряя времени, приступают сразу к эффективной стратегии помощи. Но давайте разберемся, что это за метод и какая от него польза?
Система Денверской модели у детей
ESDM (оригинальное название метода) или Денверская Модель Раннего Вмешательства – это научно-обоснованная терапия в игровой форме для деток в возрасте от 12 до 48 месяцев, основанная на прикладном анализе поведения (Aba терапии) и психологии развития Льва Семеновича Выготского. Авторы – Sally Rogers и Geraldine Dawson. Еще в 2013 году ESDM был признан журналом «TIME» одним из 10 самых значительных открытий в медицине.
Дефектологи используют Денверскую модель для построения позитивных игровых отношений. С помощью игры и совместных занятий ребенок поощряется развивать языковые, социальные и когнитивные навыки.
- На основе понимания нормального обучения и развития малышей;
- Нацеленность на построение позитивных отношений;
- Обучение происходит во время естественной игры и повседневной деятельности;
- Использует игру для поощрения взаимодействия и общения.
Терапия ESDM может использоваться во многих условиях, в том числе в коррекционном центре или дома. Терапия проводится как в групповых, так и в индивидуальных вариантах.
Так как метод основан на ABA, то его эффективность должна быть доказана научно, иначе быть не может. Давайте взглянем на некоторые из них:
- Метаанализ: Fuller E.A., Oliver K., Vejnoska S.F., Rogers S.J., 2020. В исследовании принимали участие 640 детей. Было доказано значимое преимущество в эффективности по сравнению с контрольной группой, особенно в когнитивных и языковых навыках.
- Австрия: Holzinger D., Laister D., Vivanti G. et al., 2019. В исследовании принимали участие 13 мальчиков в возрасте от 3 до 4,5 лет. Было доказано значительное улучшение речевых навыков, снижение выраженности ключевых признаков аутизма.
- Китай: Bingrui Zhou, Qiong Xu, Huiping Li, Rogers S.J. et al., 2018. В исследовании принимали участие 43 ребенка от 1,5 до 2,5 лет. Были доказаны значительно лучшие результаты группы P-ESDM в общем развитии, особенно в языке, социальной коммуникации.
Так же как и в АВА терапия система ESDM учитывает все сферы развития жизни ребенка:
- Коммуникация
- Понимание речи
- Крупная и мелкая моторика
- Навыки
– Когнитивные
– Социальные
– Имитация
– Речевые
– Групповые
– Бытовые.
Вмешательство
Перед началом ребенок проходит тестирование навыков, где опытный специалист определяет:
- То, что ребенок умеет;
- То, где ребенку необходима помощь взрослого;
- То, что ребенку недоступно или пока не удается.
По итогам определяются цели вмешательства на 12 недель (приблизительно). Все данные о динамике ребенка собираются в специальный чек-лист. Поэтому со стороны работа специалиста и АБА абсолютно одинакова по структуре. Тогда что же их отличает?
Отличия Денверской модели от АВА терапии
Игра, очень много игры! Специалист старается играть все время: начинает с игры, переходит в другую игру и заканчивает игрой. «Но покатать машинку я и дома могу!» – скажете вы, и с одной стороны, да, было бы здорово, если бы вы так делали. Однако, опытный специалист в привычную игру ребенка встраивает все цели, которые поставлены ребенку, а в качестве подкрепления использует естественные последствия в игре, которые со стороны выглядят частью сюжета. Однако, если специалист видит, что в такой структуре ребенку сложнее обучатся, то он уберет отвлекающие стимулы, и если надо приблизится к классической АВА структуре, чтобы эффективность выросла. Не забываем, главное не «шоу», а эффективность! Поэтому любую методологию можно варьировать до достижения максимального результата.
Цели занятий по Денверской модели ESDM
Данная система прекрасно справляется с целью формирования у ребенка указательного жеста, разделенного внимания и интересов в игре! На моем личном опыте ни одна методика развития игры не добилась такого результата как Денверская модель раннего вмешательства благодаря соединению с АВА. В ней шаги по расширению деятельности ребенка в игре от стереотипной ограниченной манипуляции с предметом до сюжетной разбита на небольшие доступные шаги.
В денверской модели родители могут взять колоссальное количество идей, как внести полезные техники в обычные рутинные процессы: купание, переодевание, укладывание спать, прогулки, питание, чтобы оно стало более эффективным, продуктивным, не меняя привычный образ жизни семьи.
Несмотря на свою внешнюю простоту и объективность все это требует большого внимания и ювелирных навыков от специалиста, который будет вести вашего ребенка. Поэтому рекомендуем обратиться к профессионалу, прошедшему обучение в данном направлении. Он уж точно сможет стать игровым партнером) В нашем центре таковые имеются, запишитесь на первичную консультацию и задайте все волнующие вас вопросы.
Адреса центров
Стоимость развивающих занятий
- Первичная консультация специалиста (длится 45-60 мин.) – 4000 руб.;
- 1 занятие (АВА, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, ПФА/ТОН, Денверская модель раннего вмешательства, “Баланс” и др.) – 2100-3000 руб.;
- Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS проводится в рамках занятий, написание программы развития по запросу от 15 000 – 20 000 руб.;
- Тестирование сенсорных систем и крупной моторики, составление плана занятий и подбора уровня нагрузки – проводится в рамках занятий;
- Интенсивные курсы от 30 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – от 151 000 руб. за 2 недели занятий.
- Онлайн сопровождение семей (консультирование) поведенческим аналитиком/логопедом – 20 000 руб. в месяц (от 4х онлайн встреч в месяц + просмотр видео домашних заданий, подбор программы поведенческого вмешательства).
Вас может заинтересовать:
- Методики и терапии чтобы учиться в процессе занятий и развитие в процессе обучения детей.
- Книга и тренинги на сайте для повседневного общения в школе с детьми. Материалы Дж Роджерс, Доусон, чтобы помогать детям и родителям.
- Новая детская программа, чтобы помочь учиться при РАС. Внимание: шаг возраста
- Школа и учебный день дошкольников с РАС и уроки.
- Занятия по сенсорной интеграции: тесты психолога показать уровень и трудности.
- Дефектолог для детей с аутизмом: развивать окружающий мир и развивать применяемые впервые действия и игрушки.
- Расстройство аутистического спектра у детей
Обновлено: декабрь 2024