Аутизм у детей: признаки, симптомы, развитие
Детский аутизм или синдром Каннера (по МКБ F84.0) – психическое заболевание, проявляющееся в возрасте от 3-4 месяцев до 3 лет. Ранние признаки аутизма обычно проявляются до того, как детям исполнится 2 года. Количество признаков варьируется в зависимости от возраста детей и влияния аутизма на их повседневную жизнь.
Современные данные убедительно свидетельствуют о генетической основе аутизма. Исследователи обнаружили пул возможных генов, которые могут играть роль в развитии аутизма.
Мозг детей-аутистов, как правило, в раннем детстве растет быстрее средне-статистического, особенно в течение первых 3 лет жизни. Мы не знаем, почему происходит такой быстрый рост. Но точно известно, что у аутистов части мозга взаимодействуют друг с другом нетипичным образом.
От аутизма следует отличать РАС (расстройство аутистического спектра) – различные нарушения психического и физического развития с выраженными эмоциональными и коммуникативными дефектами.
Столкнувшись с диагнозом детский аутизм, многие родители впадают в отчаяние. Такой подход в корне неверен, аутизм – не приговор, с расстройством можно бороться, добиваясь всестороннего развития. Существует масса примеров успешного становления людей, с рождения страдавших аутизмом. Чтобы справиться с проблемой, важно заниматься с ребенком, помогать ему развивать свои навыки, для этого существует масса специальных программ, наиболее эффективные из которых практикуются в центре. В стенах центра работают опытные и квалифицированные специалисты, которые убеждены, что каждый человек может занять свое место в развитом социуме.
Создатель и руководитель ABA центров в Москве. Эксперт с многолетнем опытом в изучении аутизма у детей и другими задержками психоречевого развития.
• Международный поведенческий аналитик IBA, CBA-S
• Дефектолог (магистратура МИП)
• Логопед (МИП)
• Дошкольная психология (МПГУ)
Детский аутизм - что это за болезнь?
- В раннем возрасте от 8 месяцев до 1,5 лет (аутизм у ребенка до года);
- Аутизм у детей манифестирует на 2-5 году жизни.
- нарушение мыслительных функций;
- ограниченность спектра интересов;
- отсутствие абстрактного мышления;
- снижение двигательных возможностей;
- эмоциональная лабильность;
- позднее или неполноценное становление речи;
- невозможность социальной адаптации.
- очень хорошая память;
- выдающиеся умственные способности;
- высокие показатели IQ;
- склонностях к точным наукам, языкам.
Распространенность аутизма
- По оценкам Сети мониторинга аутизма и нарушений развития (ADDM) за 2020 год примерно у 1 из 36 (2,8%) детей диагностировано расстройство аутистического спектра (РАС).
- Аутизм встречается почти в 4 раза чаще среди мальчиков, чем среди девочек.
- Сообщается, что аутизм одинаково встречается во всех расовых, этнических и социально-экономических группах.
- Примерно у 1 из 6 (17%) детей в возрасте 3–17 лет, по сообщениям родителей, в период исследования 2009–2017 гг. были диагностированы нарушения развития. К ним относятся аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, слепота и детский церебральный паралич среди прочих.
Причины аутизма у детей
- Наследственная предрасположенность – присутствие случаев детского аутизма в анамнезе семьи, даже через несколько поколений. Различие между однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами в конкордантности для аутизма и гораздо большее различие в конкордантности для когнитивного расстройства ясно указывает на важность генетических факторов в этиологии аутизма. Действительно, размер различия MZ-DZ вместе с частотой аутизма в популяции указывают на очень высокую наследуемость. Более того, если у кого-то из членов семьи диагностировалась склонность к навязчивому поведению, асоциальность, речевые расстройства, то такие отклонения также относятся к факторам риска. Однако эта версия не подкреплена данными, так как проверить, насколько хорошо были продиагностированы предки уже невозможно.
- Органические и неорганические поражения головного мозга, нарушения развития во внутриутробном периоде. Особенно вероятным возникновение патологии становится при поражении гиппокампа, мозжечка, серединной височной доли, а также лобных участков коры головного мозга. Однако и эта версия пока не выдерживает критики, так как не найден участок мозга, который мог бы отвечать за аутизм. Более того, поражения мозга не всегда приводят к аутизму.
- Перенесенные или сопутствующие заболевания у матери или ребенка – к числу наиболее опасных относят краснуху, туберозный склероз и детский церебральный паралич (ДЦП). Однако как объяснить наличие аутизма у родителей, чьи карты по ведению беременности идеальны, пока неизвестно.
- Одним из предрасполагающих факторов являются определенные формы ожирения у беременных – согласно статистике, детский аутизм чаще развивался у малышей, чьи матери в течение беременности и ранее страдали от проблемы избыточного веса. Эта версия имеет наименьший рейтинг, так как во всем мире родителями детей с аутизмом оказываются совершенно разные по телосложению люди.
- Генетические мутации – еще один распространенный фактор ранних патологий аутистического ряда. Ученые-генетики в последнее время обнаружили гены, которые играют роль в развитии аутистических расстройств.
- Последствия вакцинации. Вакцина рассматривается в этом вопросе не как причина возникновения аутизма, а как триггер, который «запускает механизм». Эта версия не будет рассматриваться как основная никогда, так как все исследования спонсируются фармкомпаниями, однако по независимым опросам, проведенными среди родителей, этот «сценарий» у 95% семей.
Признаки и симптомы детского аутизма
Симптомы аутизма у детей разного возраста могут значительно отличаться. Так, при появлении на свет клиническая картина вовсе отсутствует. Новорожденный с аутизмом ничем не отличается от сверстников, из-за чего выявить болезнь в первые месяцы жизни не представляется возможным.
В случаях раннего или позднего аутизма заметить первые отклонения можно не ранее 3-месячного возраста малыша. Однако и это требует предельной внимательности родителей, а также опыта в обращении с детьми. В остальном, каждому возрасту соответствуют особые проявления болезни, выглядит это следующим образом:
- Клиника синдрома у детей до года Малыш практически не обращает внимание на родителей, игнорируя голосовой контакт, попытки привлечения внимания игрушками, погремушками. Груднички начинают «гулить» позже положенного возраста, у них отмечается склонность к воспроизведению однообразных звуков, отсутствие или крайне скудная жестикуляция. Дети до года могут одинаково реагировать на родителей и посторонних людей, в то время как здорового ребенка появление постороннего человека часто нервирует или даже пугает.
- Симптомы аутизма у ребенка в два года Клинические проявления становятся более разнообразными, выявить их легче. Дети предпочитают отводить взгляд, когда общаются с другими людьми. У них очень скудный запас слов, в лучшем случае малыш может запомнить 2-5 фраз, оперируя только ими, повторяя их часто без всякого смысла, независимо от ситуации (такой признак называют речевым аутизмом у детей) или вовсе неговорящий ребенок. Существует и обратный симптом, когда словарный запас достаточно богатый, но малыш повторяет сказанное родителями, часто с отреченным видом.
- Аутизм у ребенка в три года Признаки аутизма становятся более заметными, когда дети начинают разговаривать и играть с другими детьми. В этом возрасте наиболее ярким признаком расстройства является невозможность составления полноценных предложений или даже фраз, состоящих из 2-3 слов. Малыш изъясняется односложно, может намеренно придумывать собственные названия предметам, оперировать понятиями, которые выдумал самостоятельно. Попытки установить контакт приводят к сопротивлению, он может начать прятаться, негативно воспринимает изменения привычного распорядка дня. Также малыш может издавать спонтанно всего пару звуков, но не может повторить за взрослым абсолютно ничего.
- Аутизм у ребенка 3-5 лет Может проявляться в невозможности мыслить абстрактно. Например, играя, малыш не может представить, что палка, которую он держит в руках, является мечом (соответственно, нельзя сражаться с драконом, ведь в руке не меч, а палка). Также дети с отклонениями часто используют игрушки не по назначению, например, не катают машинку по полу, а держат ее в руках, часами прокручивая колесо пальцем.
- Признаки аутизма у детей 6+ и старше Начиная с возраста 6 лет отклонения становятся максимально заметными, игнорировать их уже невозможно. Отчетливо видно, что развитие значительно отстает от сверстников. Это проявляется в общении, письме, способности читать, анализировать, говорить. Однако правильно разработанные и подобранные методики обучения, специальные занятия, позволяют наверстать отставание.
Важно понимать, что в зависимости от особенностей течения и характера заболевания, степени его тяжести, клиническая картина у разных пациентов одинакового возраста может в корне отличаться. Выше приведены наиболее распространенные и общие примеры симптомов, поведенческих нарушений, заметив которые следует обратиться за профессиональной помощью или проконсультироваться с врачом.
Также стоит помнить, что ранняя диагностика затрудняется смазанностью симптомов на начальных этапах жизни и их разнообразием. По этим причинам аутизм у детей в 1-2 года тяжело поддается диагностике, однако это возможно у высококвалифицированного психиатра. Как правило из-за дефицита специалистов такого уровня диагноз ставится значительно позже, из-за чего несколько усложняется процесс адаптации и обучаемости ребенка.
Развивающие программы
Реабилитация и адаптация детей с аутизмом – сложный и длительный процесс, в течение которого необходимо запастись терпением и никогда не сдаваться. Важно воспринимать ребенка не как больного, а как особенного, ведь, по сути, так и есть.
Цель – не только обучение и получение навыков, но также вовлечение ребенка, предоставление ему возможности открыться, избавиться от оков. Само слово «аутизм» означает «внутри себя». То есть мы должны помочь юной личности отринуть сковывающие факторы, чтобы устремиться к всестороннему росту и развитию.
Обязательное условие полноценной адаптации детей с аутизмом, базис каждой развивающей программы – выстраивание доверительных и даже дружеских отношений. В ходе занятий пациент должен чувствовать себя комфортно и безопасно, иначе рассчитывать на достижение каких-либо результатов не стоит. Эти основы знает каждый профессионал ABA, их должен помнить каждый родитель.
Помимо всего сказанного, перед началом любых занятий, важно правильно подобрать и составить развивающую программу для детей с аутизмом. Для этого у нас проводится оценка навыков ребенка по системе VB MAPP и ABLLS-R, позволяющей получить максимально точное представление о его возможностях.
Даже при систематическом подходе и длительном выполнении, важно, чтобы родители были «в одной команде» со специалистами. То малое, что они могли бы сделать:
- Четкое соблюдение режима дня – это касается питания, времени отхода ко сну и пробуждения, ежедневного планирования начала занятий и т.д. Соблюдение режима позволяет ребенку адаптироваться, максимально продуктивно использовать свои возможности.
- Советоваться со специалистами при смене обстановки на любых этапах помощи ребенку. Обобщение навыков – это важный этап в развитии, привыкание к новой обстановке поможет ребенку преодолеть страхи и стереотипии, однако на первых этапах это может вызвать нежелательное поведение у ребенка, поэтому важно быть к нему готовым.
- Пациенту, независимо от возраста, должно оказываться бережное и нежное отношение как со стороны специалистов, работающих с детьми с РАС, так и со стороны родителей. Ребенок должен слышать нежные слова, похвалу, родителям рекомендуется чаще целовать и обнимать свое чадо.
- Общение – еще один важнейший фактор, необходимо уделять как можно больше внимания, обеспечить максимум игр, бесед, совместных размышлений.
- Недостаточно стимулировать только умственную деятельность, программы для детей с аутизмом обязательно включают физические нагрузки для всестороннего развития. При этом важно не переусердствовать с активностью, не следует допускать переутомления.
- В силу того, что дети с аутизмом часто имеют сложности с подражанием привычек, движений взрослых, над этим тоже важно поработать. С помощью систем снижения подсказок, можно привить малышу полезные навыки в различных сферах жизни.
- Важнейшее правило – не подавлять инициативу (если это не будет во вред). Напротив, инициативу следует поощрять, в некоторых случаях помогать, но не стараться сделать все самостоятельно, думая, что он не справится.
Проведение развивающих программ в условиях специализированного центра или дома следует подкреплять поощрением. Если ребенок занимается хорошо, справляется с какой-либо поставленной задачей, овладевает навыком, это стоит поощрять. В качестве награды может использоваться игрушка, сладости, объятия, ласковые слова, походы в любимые места.
Метод поощрений позволяет пробудить желание учиться, совершенствоваться и стараться.
Методики занятий
- Поведенческая – основывается на поведенческой психологии, требует привлечения квалифицированных АВА специалистов. Наиболее распространенной и действенной в лечении аутизма у детей, сегодня считается ABA-терапия. Ее принцип основывается на системе поощрения, а для максимальной эффективности проводится наблюдение за поведением детей, изучением их особенностей, реакций на определенные ситуации. В результате, путем вознаграждений за выполнение определенных действий, разбивки сложных действий на простые, можно добиться полноценной социализации, обучаемости в различных сферах.
- Логопедическая – подразумевает привлечение к занятиям квалифицированного ABA-логопеда, направлена на речевое развитие с РАС. Работа логопеда с детьми с РАС позволяет не только научиться говорить, строить фразы и предложения, но также справиться с дефектами речи различной тяжести, вызванных нарушением.
- Социализация и самообслуживание – направлена на решение основной проблемы, которой выступает отсутствие мотивации к чему-либо. При этом занятия проходят с привлечением АВА специалиста, задачей которого является адаптация в обществе. Смысл методики – мотивировать детей к действию, занятию повседневными делами, вовлечении в игры и т.д.
Примеры
На сегодняшний день существует множество методик и развивающих программ для особенных детей, многие из них представлены в форме игры, что позволяет увлечь его, легче погрузиться в процесс. Они подразумевают различные подходы, направленные на решение и коррекцию конкретных отклонений или отставаний в развитии. Отдельные программы позволяют прорабатывать узкие направления, например, только становление речи или только выработку социальных навыков.
Развитие сенсорных навыков при аутизме у детей
Занятия и игры такого плана направлены на установление контакта, выстраивание доверительных отношений, изучение собственных возможностей своего тела, приобретением новых моторных навыков, получение новых сенсорных впечатлений и развитие социального взаимодействия.
- Проработка сенсорных система человека, например, вестибулярной, проприоцептивной, тактильной и т.д. Коррекция самостимулятивного поведения. Улучшение физического состояния и возможность приобщиться к спортивному направлению, которое больше всего подходит ребенку.
Установка зрительного контакта
Эта программа является начальной, она подойдет ребенку и в 1,5 года с аутизмом, и в более старшем возрасте. Ее направленность состоит в установке связи посредством зрительного контакта. Техника выполнения следующая:
- Педагог или родитель садится напротив ребенка. В руках у взрослого находится какой-либо мотивационный предмет (игрушка, лакомство). Педагог НЕ называет по имени ребенка, так как не хочет, чтобы он смотрел в глаза только по просьбе, а хочет поощрить спонтанный глазной контакт. Для этого он постепенно поднимает предмет на уровень своих глаза, и когда ребенок, следя за лакомством, случайно взглянет в глаза взрослому, специалист тут же отдаст мотивашку в руки ребенку, при этом расхваливая его, за такой красивый взгляд.
- Спустя несколько обучающих проб (в каждом случае их количество индивидуально, зависит от реакции) зрительный контакт участится.
- Впоследствии, в более естественных условиях, такой спонтанный взгляд следует часто поощрять похвалой.
Имитация мелких движений
Направлена на развитие мелкой моторики, имеющий важное значение в выполнении повседневных функций, сфере самообслуживания, а также развития мозговой деятельности. Данному навыку обучаются только после того, как у ребенка сформирована имитация с предметами и крупная моторика.
Выполнять задания нужно посредством повторения определенных движений за взрослым. В будущем можно дополнить упражнения использованием каких-либо предметов (пуговиц, шнурков и т.д.).
Движение могут быть следующими:
- сомкнуть кисти рук, скрестив пальцы;
- разжать и сжать кулаки;
- постучать конкретным пальцем по столу;
- потереть ладонью об ладонь;
- подвигать конкретным пальцем;
- выставить конкретный палец вперед.
Такие упражнения следует начинать, выбрав от одного до трех за раз. В дальнейшем количество упражнений увеличивается, добавляются более сложные элементы и их количество.
Атипичный аутизм
Атипичный аутизм, также известный как общее расстройство развития без дополнительных уточнений − представляет собой подтип РАС, характеризующийся значительными нарушениями социальной коммуникации и взаимодействия, а также наличием ограниченного и повторяющегося поведения и интересов.
У детей с атипичным аутизмом может наблюдаться ряд симптомов и форм поведения, отличающихся от тех, которые обычно ассоциируются с аутизмом.
Отличия атипичного аутизма от типичного
Хотя атипичный аутизм имеет некоторые сходства с типичным аутизмом, существуют заметные различия, которые отличают его. Одно из ключевых различий заключается в сроках и тяжести симптомов. При типичном аутизме симптомы обычно проявляются в раннем детстве, часто до двух-трёх лет.
Напротив, атипичный аутизм может проявляться более легкими симптомами или начинаться позже, что затрудняет его выявление и диагностику.
Другое различие заключается в конкретных наблюдаемых поведенческих моделях. Люди с атипичным аутизмом могут демонстрировать смесь характеристик, связанных как с аутизмом, так и с другими нарушениями развития.
К таким нетипичным особенностям могут относиться изменчивость навыков социального общения, сенсорная чувствительность и наличие дополнительных поведенческих или когнитивных проблем.
Различия в сенсорной чувствительности
Различия в сенсорной обработке обычны для людей с атипичным аутизмом. Они могут испытывать повышенную сенсорную чувствительность или сенсорно-поисковое поведение. Это означает, что определенные сенсорные стимулы, такие как громкие звуки, яркий свет или определенные текстуры, могут быть для них подавляющими или неприятными.
Напротив, некоторые люди с атипичным аутизмом могут искать сенсорный вход для регулирования своих сенсорных систем. Они могут заниматься такими видами деятельности, как вращение, покачивание или искать тактильную стимуляцию, чтобы чувствовать себя более приземленными и сосредоточенными.
Понимание и учет этих различий в обработке сенсорной информации имеют решающее значение для создания благоприятной среды для людей с атипичным аутизмом.
Как вести себя с ребенком, страдающим аутизмом?
Уход за ребенком с расстройством аутистического спектра требует от родителей терпения, понимания и постоянного труда. Важно создать для ребенка безопасную и предсказуемую обстановку, которая поможет ему чувствовать себя уверенно. Родители должны быть готовы к тому, что развитие ребенка может быть менее быстрым, чем у других детей его возраста, и что ему потребуется больше времени и усилий для приобретения новых навыков.
Важно, чтобы родители стремились к созданию упорядоченного режима дня для ребенка, который поможет ему чувствовать себя комфортно и предсказуемо. Необходимо помнить, что каждый ребенок с этим расстройством уникален, поэтому подходы к его воспитанию и обучению должны быть индивидуализированными.
Поздно диагностированный и не скорректированный аутизм может привести к серьезным проблемам в социальной адаптации и вызвать вторичные психические расстройства, такие как тревожные состояния или депрессия. Дети могут столкнуться с трудностями в обучении, что впоследствии может отразиться на их будущем, ограничив возможности профессионального роста и социальной интеграции.
Для успешной адаптации и предотвращения осложнений важно проводить своевременное вмешательство и поддержку. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем больше шансов на успешную адаптацию и предотвращение развития вторичных проблем.
Коррекция заболевания включает разнообразные методики для улучшения коммуникативных навыков, снижения стереотипного поведения и помощи в социальной адаптации. Один из эффективных методов коррекции – прикладной поведенческий анализ (ABA), способствующий развитию навыков, необходимых для успешной социализации и повседневной жизни.
Необходимо помнить, что коррекция аутизма требует тщательного и длительного труда. Родители должны быть готовы к тому, что результаты не будут мгновенными, но с правильным подходом можно достичь значительных улучшений в развитии ребенка.
Заключение
Аутизм представляет собой сложное и многостороннее расстройство, которое требует персонализированного подхода к каждому ребенку. Оперативная диагностика и своевременная коррекционная работа способны значительно улучшить жизнь ребенка с аутизмом и его способность к адаптации к окружающему миру. Родители играют важную роль в процессе поддержки и воспитания своего ребенка, и их активное участие имеет критическое значение для достижения успеха.
Как сказал Елисей Осин:
“Каждый ребенок с аутизмом уникален, и наша задача заключается в том, чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал и найти свое место в мире. Своевременная диагностика и правильный подход к обучению могут совершить чудеса”.
Преимущества центра “Султанна”
- индивидуальный подход к каждому пациенту;
- поэтапное и полноценное изучение поведения, привычек, особенностей наших пациентов;
- гибкая разработка программ, соответствующих уровню развития детей, характеру течения аутизма;
- индивидуальные и групповые занятия;
- развитие речи, обучение чтению, социализация и многое другое;
- предоставление услуг специалистов логопедов, дефектологов, поведенческих аналитиков, ABA-специалистов;
- проведение семинаров, тренингов, вебинаров для родителей;
- в ABA-центре созданы максимально комфортные условия для пребывания и всестороннего обучения детей, оборудована комната отдыха, классы для занятия, зеленая территория для развивающих игр на свежем воздухе.
Стоимость занятий в центре “Султанна”
- Первичная консультация специалиста (длится 45-60 мин) – 4000 рублей;
- 1 занятие (АВА терапия, логопедия, сенсорная интеграция, АФК, ПФА/ТОН, Денверская модель раннего вмешательства, “Баланс” и др. ) – 2100-3000 рублей;
- Тестирование VB-MAPP, ABLLS-R, ESDM, AFLS проводится в рамках занятий, написание программы развития по запросу от 15 000 – 20 000 рублей;
- Тестирование сенсорных систем и крупной моторики, составление плана занятий и подбора уровня нагрузки – проводится в рамках занятий;
- Интенсивные курсы от 30 часов в неделю (плюс тесты и программа, проживание) – от 151 000 рублей за 2 недели занятий.
- Онлайн сопровождение семей (консультирование) поведенческим аналитиком/логопедом – 20 000 рублей в месяц (от 4х онлайн встреч в месяц + просмотр видео домашних заданий, подбор программы поведенческого вмешательства).